ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

5 практических советов для улучшения эффективности процессов усиления

Прежде, чем мы с вами будем говорить о повышении эффективности - вернемся к истокам:
v  Процессы усиления, это факторы в окружающей среде, которые усиливают поведение в будущем.
v  Процессы усиления относятся к последствиям, то есть происходят сразу после желаемой реакции/поведения
v  Эффективность "усилителя" определяется только его влиянием на поведение, а не тем, насколько сильна мотивация ребенка, чтобы получить этот усилитель. Однако, чем больше у ребенка мотивация получить тот или иной стимул, там больше потенциал этого стимула быть усилителем.
Итак, что можно сделать во время занятий с ребенком, что бы повысить эффективность обучения:



1. Самая простая истина - ограничить доступ. Если вы решили, что определенные игрушки или сладости будут использоваться во время обучения как усилители - сделайте самое невероятное. Спрячьте их подальше, и используйте только во время уроков. Если у ребенка появилась новая игрушка, к которой он испытывает большой интерес - подумайте, возможно, вы сможете ее использовать для поощрения какой-нибудь особо желательной реакции. Например, ребенок, который находится в процессе отучения от подгузников, но еще не научился "ходить по-большому" в туалет. И когда он делает это в штаны - то еще и размазывает. Для такого случая - лучше не жалеть любимых предметов, а давать доступ к ним, только если ребенок делает то, что нужно (в данном случае, ходит в туалет "по-большому").
Все знают об этой истине, но иногда нужно напомнить о том, что она существует ;-)

2. Выбор. Иногда возможность выбора значительно усиливает "ценность" усилителя. После правильной реакции ребенка вы можете предложить ему выбрать то, что он хочет. Например, вы дали инструкцию: "Приклей треугольник", и ребенок приклеил треугольник - вы можете протянуть ему коробку, в которой содержаться его поощрения, или протянуть ему 2 поощрения - что бы он выбрал одно из них. Можно также вместо предметов использовать картинки - дать ребенку выбрать из нескольких картинок, на которых изображены его любимые предметы/действия. Ребенок может протянуть или указать на картинку того предмета, который хочет получить.

3. Выбор после поведения. Иногда мы предлагаем ребенку выбрать предмет, который он хочет получить после того как выполнит задание. Иногда, ребенок выполняет задание, а потом мы предоставляем выбор. Так вот, выбор после того, как ребенок выполняет задание, является более эффективным процессом усиления, чем выбор перед выполнением задания. То есть, ребенок учится быстрее и лучше, если сначала выполняет задание, и только потом получает доступ к мотивационным стимулам.

4. Разнообразие стимулов. Чем больше разнообразие - тем эффективнее обучение. Иногда происходит, что ребенок предпочитает только один, конкретный предмет, и никогда не выбирает другие. Даже не сомневайтесь! Постоянно использовать один и тот же стимул для усиления не приведет ни к чему хорошему. Частое использование одного и того же стимула приводит к уменьшению его "ценности", а следовательно, к тому что этот стимул перестает быть "усилителем". Поэтому, уменьшите использование этого стимула, и давайте ребенку выбор из других стимулов. Если ребенок ничего не выбирает - выберите вы, вместо него, и постарайтесь заинтересовать ребенка этим предметом. Иногда дети просто не умеют использовать тот или иной предмет и заинтересоваться его использованием - и их нужно этому обучить.

5. Постепенное увеличение периодики усилений. Или простыми словами - не дотягивать до пенсии использование поощрительных стимулов после каждой реакции. Как только ребенок выучил определенный навык - начинайте давать поощрения не каждый раз после правильной реакции, а через раз, или через несколько раз. Постепенное увеличение "требований" (то есть количества правильных реакций) до получения усилителя является одним из самых мощных инструментов, который усиливает желаемое поведение. ГЛАВНОЕ, чтобы увеличение происходило ПОСТЕПЕННО! А не скачками...

Использование этих простых принципов может значительно сократить усилия, которые прилагаются для поиска все новых и новых стимулов для поощрения. Вполне возможно пользоваться "старыми", если их использовать с умом...

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.