Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?

Предыдущие статьи по данной теме:

Функциональное восприятие проблематичного поведения

Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?

Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?

Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?

"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?

Для некоторых ответ на этот вопрос будет сюрпризом, для некоторых - само собой разумеющимся фактом...
НЕТ, к сожалению, не всегда.
Когда функция нежелательного поведения - получение сенсорной стимуляции, то здесь, к сожалению, многого не сделаешь доступными поведенческими приемами.

То есть, если ребенок бьется головой об стену, и разбивает себе голову до крови, и от этого он получает нейростимуляцию, то, сколько бы мы его не кормили конфетами за то, чтобы он этого не делал - это все равно не поможет.
Поэтому, в данном случае, важно воспринимать АВА как дополнительный метод лечения, а не как основной, и дать возможность специалистам в других областях - сенсорной интеграции и психиатрии, делать свою работу.

Чем же все-таки может помочь АВА?

1. Процесс прекращения усиления – Sensory Extinction
Предотвращение получения тех ощущений, которые появляются после нежелательного поведения, может существенно понизить частоту поведения в будущем.
Простыми словами - каждый раз, когда ребенок бьется головой, он получает сенсорный сигнал, который постоянно усиливает его поведение. Если мы предотвратим этот сигнал - с помощью каски, шлема, или толстой вязаной шапки - то после удара сигнал не поступит. Следовательно, поведение перестанет усиливаться, и со временем прекратится или уменьшится. Или если ребенок кусает руки - мы можем предотвратить это с помощью нарукавников, или перчаток. В случае, когда ребенка силой удерживают, что бы перестал драться и сопротивляться, и это поведение усиливается вместо того, что бы уменьшаться - следовательно, надо поменять тактику, и перестать удерживать ребенка силой, так как сильное прикосновение обеспечивает ему те самые сенсорные ощущения, которые усиливают его поведение.

Грустный анекдот из практики. Мальчик, 11 лет, учится в специальном классе в обычной образовательной школе в одном из городов в Израиле. Во время занятий в школе он настолько сильно ранил себя - разбивал голову и руки до крови, что несколько раз приходилось вызывать скорую. Моя коллега, после тщательного анализа его поведения пришла к выводу, что это поведение усиливается сенсорными ощущениями. Пока родители ждали очереди для получения консультации  у одного из местных психиатров - она посоветовала родителям ребенка посылать его в школу одетого в шапку и перчатки, и не снимать эту одежду на протяжении всего учебного дня. И что вы думаете - учительница, и директор школы, этого не допустили - так как "пребывание в верхней одежде во время занятий выделяет его из группы сверстников, и это выглядит странно". Как будто, ребенок с перебинтованной головой и в кровь разодранными руками - выглядит вполне нормально и приемлемо для данного учебного заведения...

2. Обучение альтернативного поведения Differential Reinforcement
Вполне может быть, что такого вида сенсорные ощущения, которые усиливают нежелательное поведение, можно получить с помощью другого вида поведения. Например, занятия спортом и физкультурой могут обеспечить в некоторой степени те же ощущения. Поэтому, можно научить ребенка прыгать, бегать, плавать, лежать спокойно во время массажа, и так далее. И здесь мы вполне можем применять все те обычные методы, которые помогают нам обучить новое поведение. Кроме этого, если есть определенное лекарство, которое может помочь ребенку понизить, или повысить его чувствительность (медикаменты или природные препараты) - мы можем научить ребенка эти лекарства принимать.


Но самый главный и эффективный поведенческий инструмент, который помогает в данном случае - это проведение тщательного анализа функций поведения и отслеживание изменений в поведении вследствие применения тех или иных методик или препаратов. Потому, что если функция поведения определена неправильно, и ребенок дерется для того что бы привлечь внимание, или уклониться от выполнения заданий, то сколько бы мы его не растирали щетками, поощряли призами за выполнение утренней зарядки, или вкалывали Галлопeредол - его поведение будет продолжаться и усиливаться.
Дополнительные статьи на данную тему:

Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.