Несмотря на существование нескольких функций поведения отказа от еды и возникновения истерик во время принятия пищи - чаще всего дети с аутизмом отказываются от еды, потому что не хотят пробовать новые продукты, или употреблять достаточное количество пищи.
Говоря поведенческим языком, функция нежелательного поведения в данном случае - избегание или уклонение от неприятных стимулов (Escape or Avoidance), и данное поведение поддерживается и усиливается отрицательным процессом усиления (или "Отрицательным подкреплением" или Negative Reinforcement).
В научной поведенческой литературе можно встретить несколько видов вмешательства, основанных на прекращении усиления проблематичного поведения, связанного с приемом пищи (Escape Extinction). Другими словами, если раньше ребенку удавалось избежать приема пищи, то теперь созданы такие условия, при которых он не может этого сделать.
Речь не идет о том, что ребенка нужно крепко держать всей семьей, и насильно разжав челюсти, запихивать ему в рот ложку с кашей. Речь идет о процессе, в котором требуется терпение и настойчивость, но не применение физической силы.
Одна из самых распространенных техник - это "неубирание ложки" – "Nonremoval of the spoon".
Прежде чем начать данную процедуру, проводится тестирование мотивационных стимулов, и определяются наиболее мотивационные поощрения, которые любит ребенок. Это могут быть как игрушки, так и съедобные поощрения. Эти поощрения должны постоянно находиться под контролем взрослого, чтобы ребенок не смог получить к ним доступ.
Во-вторых, подготавливается продукт, который ребенок должен научиться есть. Данный продукт можно использовать в размельченном виде (например, яблочное пюре), или в обычном виде - но небольшое количество (яблоко, порезанное на маленькие кусочки - размер 1Х1 см.)
После этого, ребенок садится напротив взрослого таким образом, чтобы у него не было много возможностей убежать - например, не садить посередине комнаты, а возле стола или возле стены.
Взрослый показывает ребенку то, что он должен съесть, те поощрения, которые он получит, и просит ребенка сесть спокойно. После этого, взрослый берет чайную ложку, берет ей небольшое количество продукта - на кончике ложки, и придвигает ложку ко рту ребенка, держа ложку посередине нижней губы ребенка (но не пытаясь просунуть ложку в рот).
- Ложка остается в этой позиции, пока ребенок не откроет рот самостоятельно, и не позволит ложке вместе с ее содержимым попасть в рот.
- Если ребенок отворачивает голову - ложка движется за ним.
- Если ребенок открыл рот, и пища попала ему в рот, но он ее сразу выплевывает - взрослый может подхватить эту порцию обратно в ложку, и держать ложку опять. Если подхватить не получилось - взрослый берет новую порцию и опять держит ложку, пока ребенок не откроет рот и не съест.
- Если ребенок съедает ту пищу, которая на ложке - то получает поощрение. И процедура повторяется, пока не закончится вся порция.
Держание ложки возле рта ребенка может продолжаться от 5-ти секунд до 20-30 минут (и более). Обычно "первый шаг - он самый трудный". То есть, количество времени, которое пройдет до того, как ребенок примет первую ложку намного больше, чем для всех последующих.
Поэтому, важно помнить, что не следует форсировать события и заставлять ребенка открыть рот или убеждать его, что если он откроет рот, то получит много чего интересного и вкусного. Здесь, открывание рта - это выбор и свобода действия самого ребенка. Он должен принять это решение самостоятельно и без нажима. Поэтому, взрослый, который выполняет данную процедуру, должен вести себя спокойно, и не теряя самообладания держать эту ложку, что бы ни случилось.
Кроме этого, следует помнить, что, как и любой процесс обучения - этот процесс должен быть творческим и эффективным, и если данная процедура не работает или не подходит - существуют дополнительные методы, которые можно применять.
10 коммент.:
Юлия, как в данном процессе "не перегнуть палку"?. Например, я хочу научить ребенка есть что-то, но в данный день, или в данный момент он не хочет есть вообще - или плохо себя чувствует, или нет аппетита. Если внешне я не смогу определить, что он не хочет есть, а буду садить и настаивать скушать....как-то не верно выйдет. Или же есть определенная непереносимость некоторых продуктов у людей, один вид которых вызывает отвращение (например, я не могу есть блюда из печени - до тошноты и рвоты доходило в детстве, когда регулярно готовили печень дома) - как определять такие случаи, чтобы не допустить "пищевого насилия"? и учить ребенка есть только когда он физически может съесть блюдо и оно не вызывает тошноты одним своим видом.
-)
В данном случае, как и было отмечено во второй статье на эту тему: http://autism-aba.blogspot.com/2011/03/2.html -
лучше заранее определить вместе с соответствующим специалистом (диетологом) необходимость введения тех или иных продуктов. Если тот продукт, который вы пытаетесь ввести и научить ребенка употреблять его, можно заменить другим продуктом, одинаковым по ценности, но не вызывающим отвращения - то почему бы этого не сделать?
А фанатизм вреден везде. Если вы заметили, что ребенок плохо себя чувствует, вы можете заранее понизить требования, и, например, потребовать, чтобы съел всего ложку, а не целую тарелку.
Спасибо!
По этому методу я сейчас учу сына есть ложкой, до этого он ел только руками. Вчера в обед, после прочтения статьи, было принято решение перейти к ложке. К ужину сын уже ел спокойно из ложки,а сегодня завтракал кашей тоже с ложкой!! УРА!!!!
Правда вчерашний обед был одной большой истерикой, когда я не разрешила убежать из-за стола, как это бывало раньше. Но выдержав этот период, к ужину уже ели ложкой и без негатива.
Молодцы!
Ребенку 4 года. Едим протертую (на бледэре) пищу - кормлю сама ложкой - и только под "мультики" или компьютерные игры. Говорю - если не будешь есть, сейчас выключу, сразу открывает рот. Посоветуйте как переходить к обычной еде? Заранее благодарна.
Здравствуйте, Вика!
В вашем случае мне сложно дать вам конкретные советы. Слишком мало информации, и, скорее всего, проблема с питанием вашего ребенка требует более точного анализа, выбора конкретных целей (уже из той информации, которую вы написали, можно предположить, что целью может быть и работа над тем, чтобы ребенок ел без сопровождения телевизора или компьютера, или чтобы ел самостоятельно, или над расширением меню, или над переходом к обычной еде), выбор метода работы, мониторинг прогресса, и коррекция программы в соответствии с продвижением.
Здесь требуется интенсивная работа, наблюдение за ребенком, анализ поведения при приеме пищи и продуктов, сведения о возможных сопровождающих проблемах, и т.д. Поэтому, двумя словами, или советом в комментарии здесь обойтись невозможно.
Огромное вам спасибо за отклик и вообще за ваш сайт!!!! В нашем случае очень хочется достигнуть все перечисленные Вами цели для нормализации питания ребенка, чтобы и сам ел обычную пищу и естественно без всяких компьютеров. Понимаю, что предстоит огромная работа. Дело в том, что ребенок практически не проявляет никакого интереса к еде. Возможно причиной тому была частая рвота "фонтаном" примерно до 2 лет. И сейчас у него- чисто мое мнение- страх повторения этой рвоты. Потеряла уже всякую надежду... но по-другому кормить не получается. Он когда проголодается, то просит чаю или коктейля молочного, или сока.Вот и говорю, а пойдем ка мультик посмотрим...
Но УРА БЛАГОДАРЯ ВАШИМ СОВЕТАМ , сегодня есть первый результат - съел малюхонький кусочек огурца... за книжку с наклейками... ВОТ!!!! Посоветуйте с чего можно начать, что должно быть на первом этапе - протертая пища, но сам и пока за компьютером? Ребенок на контакт идет, хорошо разговаривает (заговорил после 3 лет). Основная проблема- еда. Кроме того, характерные для аутистов проблемы - не смотрит в глаза,кричит, если что не так, трясет руками, вертит головой,бьет себя по щекам, говорит иногда от 3 лица, плохо привыкает ко всему новому,не очень контактирует с детьми. Спасибо за ваш труд!!!
Вика, по поводу продуктов, с которых нужно начинать расширение меню - вам нужно посоветоваться с детским диетологом, который сможет направить вас на выбор нужного продукта.
По поводу цели обучения - мне сложно вам советовать. Я не знакома с вашим ребенком, не знаю, как вы себя ведете, если ваш ребенок начинает отказываться, или, скажем, бить себя по щекам, какое количество еды съедает ваш ребенок, насколько мелко вы перетираете еду, и как он будет реагировать, если вы перетрете еду не рак мелко, я не знаю, как влиять на мотивацию, сколько времени ваш ребенок может оставаться голодным или отказываться от еды, и как вы на это реагируете, что будет происходить, если вы будете включать компьютер уже после того, как он съел, или что будет происходить, если вы будете выключать компьютер, и так далее.
Для того, чтобы давать конкретные советы по поводу вашего сына, требуется наблюдение и анализ его поведения, и поведения членов семьи. Это невозможно сделать по переписке.
Юля! Спасибо за материал! Мой сын 5 лет, в течение 2 лет ест только блины. фрукты и огурец. До 3 лет ел все и пользовался ложкой. уезжала на месяц в командировку. По приезду накормила блинами. И с тех пор одни блины. сын очень тревожен и привязан ко мнне. Можно ли расценивать наши блины как реакцию на защиту от тревоги потерять мать.. Что делать?
Возможно. К сожалению, я не могу дать вам точного ответа, т.к. я поведенческий аналитик, и могу анализировать объективные события, но не поедание блинов как "защиту от тревоги потерять мать". С данным вопросом вам лучше обратиться к психологу.
Если же вы хотите ввести в рацион вашего ребенка дополнительные продукты, то вы можете использовать те рекомендации и методы обучения, описанные в этой и предыдущей статьях.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.