После определения проблемы в поведенческих терминах (что именно делает ребенок, и чего не делает) и определения "Базисного уровня" (как часто, много, долго, и т.д. происходит целевое поведение) необходимо прояснить, какие факторы в окружающей среде влияют на это поведение.
Что вызывает поведение?
Предложение скушать нелюбимое блюдо? Отказ в любимом блюде? Вид мамы, приближающейся с большой ложкой? Определенное время суток, когда ребенок, очевидно, голоден? Выключение телевизора?
Что поддерживает поведение?
Причитания и излишнее внимание бабушки? Избегание совместной трапезы? Уклонение от пробы нелюбимых продуктов? Доступ к сладостям?
То есть, как и с любой другой поведенческой проблемой, путь к выбору наиболее эффективных методов коррекции ведет через функциональный анализ поведения.
Описательный анализ (Descriprive Analysis) можно произвести с помощью записи в таблицу АВА. Данные в этой таблице могут указать какие действия окружающих вызывают и поддерживают нежелательное поведение, связанное с питанием. Статья "Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?" содержит пример таблицы АВС и описание метода ведения записи.
Но иногда "Описательного анализа" бывает недостаточно, и необходимо провести более точный и систематический анализ - процедуру, которая в поведенческой практике называется "Функциональный анализ"(Functional Analysis). Данная процедура является наиболее эффективным методом определения функции поведения, и выбор методов коррекции, который основывается на данных "Функционального анализа" является более эффективным, чем на основе "Описательного анализа".
В данной процедуре используются кратковременные сессии, в которых изначально "встроены" возможные последствия, которые поддерживают нежелательное поведение.
- Например, в условиях "Избегания", каждый раз, когда ребенок, скажем, начинает кричать, когда видит перед собой котлету - экзаменатор убирает котлету на несколько секунд.
- В условиях "Привлечения внимания", каждый раз, когда ребенок начинает кричать, когда видит перед собой котлету - экзаменатор обращается к нему сердитым голосом, или начинает упрашивать.
- В условиях "Получения доступа к желаемому предмету или действию" - каждый раз, когда ребенок, начинает кричать, когда видит перед собой котлету - экзаменатор убирает котлету, и дает ему любимую еду - например, хлеб, намазанный шоколадной намазкой.
- Существуют также "Контрольные условия", в которых после криков ребенка ничего не происходит.
Подробную инструкцию о проведении "Функционального анализа" проблем с питанием у детей с аутизмом можно прочитать здесь.
Важно отметить, что выяснение функции нежелательного поведения при приеме пищи является важным компонентом, от которого зависит успех применения методов коррекции.
Ведь если мы думаем, что ребенок с помощью истерик привлекает внимание окружающих, и станем игнорировать его поведение и не обращать внимания - это может усилить нежелательное поведение, функцией которого может оказаться "Избегание нежелательных стимулов или действий". Или, наоборот, если мы думает, что ребенок отказывается от еды, чтобы избежать ее, и начнем его упрашивать, убеждать, сердиться, и т.д. - таким образом мы усилим нежелательное поведение, если его функция - "Привлечение внимания окружающих".
Кроме этого, при выборе методов коррекции важно помнить, что нельзя использовать только "Реактивные методы коррекции", и применять только процедуры "Прекращения усиления" / "Гашения"(Extinction) или процедуры "Наказания" (Punishment). Необходимо, по возможности найти те "Проактивные методы" - Дифференциальное усиление (Differential Reinforcement) , Манипуляции предшествующими факторами (Antecedent Manipulations) - которые помогут уменьшить вероятность возникновения нежелательного поведения и дать возможность усилить и поддержать альтернативное приемлемое поведение.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.