ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Аутизм и проблемы с питанием. Часть 5.

Дополнительная процедура, которую можно использовать, для того, чтобы научить ребенка пробовать новые продукты - это "Формирование реакции" (Shaping).


По определению, в данной процедуре усиливается реакция, приближенная к желаемой, и не усиливается реакция, отдаленная от желаемой.  Другими словами, заранее определяются критерии желаемых реакций, и если реакция ребенка достигает нового критерия, то усиливается, а если реакция осталась прежней - то не усиливается.

Первый этап в данной процедуре - это выбор мотивационного поощрения, которое ребенок будет получать, если выполнить желаемую реакцию.
Это может быть какая-то сладость, либо любимая игрушка, либо любимое действие (например, игра в компьютер).

Второй этап в данной процедуре - это выбор критериев для реакций.
Например:
·         Дотронуться до кусочка еды пальцем.
·         Поднять кусочек еды.
·         Поднять кусочек еды и понюхать.
·         Дотронуться до кусочка еды, и облизать палец.
·         Поднять кусочек еды, донести до рта, и дотронуться кончиком языка.
·         Поднять кусочек еды и положить в рот.
·         Поднять кусочек еды, положить в рот, прожевать и проглотить.
Например, мы обучаем ребенка пробовать банан. 

  • Мы кладем маленький кусочек банана на тарелку, и рядом держим готовое поощрение. 
  • Мы демонстрируем ребенку, что нужно делать (дотрагиваемся до банана), и помогаем ему сделать тоже.
  • Как только ребенок дотронулся до банана - он сразу получает поощрение (например, кубик шоколада).
  • Мы повторяем это действие, пока ребенок не сможет самостоятельно (без физической подсказки и уговоров) дотронуться до банана.
  • На следующий день мы начинаем с того, что ребенок дотрагивается до банана, но как только он дотронулся - он получает словесное поощрение, но не шоколад.
  • Только после того, как ребенок поднимет кусочек банана - только тогда он получит шоколад.
  • И так далее, постепенно продвигаемся каждый день, пока не придем к конечной цели - ребенок съест кусочек банана


После того, как мы достигли этой цели, можно будет начать работать над постепенным увеличением количества еды, и введением нового продукта.

Данную процедуру можно выполнять как отдельное упражнение, во время занятий и выполнения заданий другого вида - речевых, игровых и академических.
Иногда выполнение данной процедуры как упражнения,  помогает ребенку лучше сосредоточиться и быстрее выполнить желаемое действие, в отличие от выполнения данной процедуры во время трапезы. Ситуация трапезы уже давно воспринимается ребенком, как ситуация, во время которой он сопротивляется, отказывается от еды, и, в конце концов, получает то, что хочет. Ситуация обучения, особенно когда установлен "Руководящий контроль", воспринимается ребенком, как ситуация, в которой он должен выполнить задание, и за выполнение задания он получает поощрение, поэтому и работа над пробой новых продуктов во время выполнения заданий продвигается быстрее.

Проблемы с питанием очень распространены у детей с аутизмом. По сравнению с детьми с обычным развитием, процедуры для уменьшения проблем с питанием часто требуют тщательной оценки и интердисциплинарного вмешательства. Несмотря на то, что поведенческие процедуры являются очень эффективными для уменьшения проблем с питанием, особенно процедуры, основанные на прекращении усиления проблематичного поведения (Escape Extinction) - командная работа, настойчивость и творческий подход являются необходимым условием для уменьшения проблем с питанием у детей с аутизмом.

1 коммент.:

Попробовали так здорово!!! кушает яблоки и виноград, по нескольку штучек(дольки и ягодки)этого так давно не было!

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.