Выступление Доленко Ольги Витальевны, главы секции детской психиатрии и смежных специальностей Ассоциации психиатров Украины на круглом столе ”Пренебрежение и насилие над детьми. Украинские реалии”, организованный Благотворительным фондом Рината Ахметова ”Развитие Украины”
Несмотря на то, что последние годы многими общественными организациями предпринимаются усилия по изменению ситуации в детской психиатрии в Украине,
вынуждена констатировать, что права психически больных детей в нашей стране, по прежнему, нарушены во всех сферах их жизни. Например, детские психиатрические отделения находятся в составе взрослых психиатрических больниц. По отношению к ним нередко вообще не учитываются важнейшие детские потребности. И если в любой детской больнице мама по-крайней мере, пусть и на полулегальных основаниях, имеет возможность сопровождать своего ребёнка до определённого возраста, то находясь в психиатрическом стационаре, ребёнок разлучается с матерью. Возникает вопрос – разве психически больной ребёнок, особенно если это ребёнок младшего возраста, не в такой же степени нуждается в том, чтобы находиться рядом с матерью в трудный момент, как и любой другой ребёнок?
вынуждена констатировать, что права психически больных детей в нашей стране, по прежнему, нарушены во всех сферах их жизни. Например, детские психиатрические отделения находятся в составе взрослых психиатрических больниц. По отношению к ним нередко вообще не учитываются важнейшие детские потребности. И если в любой детской больнице мама по-крайней мере, пусть и на полулегальных основаниях, имеет возможность сопровождать своего ребёнка до определённого возраста, то находясь в психиатрическом стационаре, ребёнок разлучается с матерью. Возникает вопрос – разве психически больной ребёнок, особенно если это ребёнок младшего возраста, не в такой же степени нуждается в том, чтобы находиться рядом с матерью в трудный момент, как и любой другой ребёнок?
С другой стороны, родители находятся в трудной ситуации, поскольку если они отказываются помещать своего ребёнка в психиатрический стационар, справедливо опасаясь ухудшения его психологического состояния, то они, как правило, лишаются возможности установления диагноза и оформления при необходимости социального пособия по инвалидности. Хотя специалисты в области детской психиатрии прекрасно знают, что в отличие от других отраслей медицины, установление психиатрического диагноза далеко не всегда предполагает пребывание ребёнка на стационарной койке.
Подобная дискуссия последние годы активно ведётся детскими психиатрами Украины, однако многие процедуры соблюдения прав детей выходят за рамки детской психиатрии.
Не менее серьёзной проблемой сегодняшней жизни детей с нарушениями психического развития является отсутствие возможности адекватного обучения. Мы уже много лет слышим о том, что в системе образования эффективно работает коррекционное обучение. Конечно, среди коррекционных педагогов есть много преданных своей профессии людей, но речь идёт о том, что помещение проблемных детей в специальные классы или группы детского сада и уж, тем более, в интернаты – это не что иное как их изоляция, пусть и завуалированная необходимостью специального обучения. При этом в действительности, как правило, выясняется, что обучением таких детей в школах занимается обычный учитель без какой-либо специальной квалификации, чьи педагогические возможности ограничены формальной стандартной программой, не учитывающей индивидуальный потенциал детей с самыми разными проблемами развития. Такой учитель, как правило, лишён организационной поддержки, а сам образовательный процесс нередко происходит настолько формально, что никаким образом не стимулирует нарушенное интеллектуальное развитие. Не хочу полностью отвергать систему специализированного обучения детей с тяжёлыми психическими расстройствами, но считаю, что родители всегда должны иметь право выбора.
Особую тревогу лично у меня вызывает отсутствие адекватной системы помощи детям, страдающим аутизмом. Увеличение количества детей, страдающих этим, увы, пока неизлечимым заболеванием последние годы приобретает масштабный характер, а вопросы их адекватного сопровождения, до сих пор не решены, притом, что уже существует довольно эффективный опыт по адаптации таких детей у наших зарубежных коллег, использующих методы поведенческой терапии. Пока что, у нас многие аутичные дети, вообще оказались вне обучения, а их матери, среди которых немало квалифицированных и образованных людей, вынуждены, бросив работу, находиться со своим ребёнком дома в полной изоляции. И это при том, что аутизм относят к спектральному расстройству, то есть дети могут иметь различные варианты интеллектуальных и поведенческих проблем - от тяжёлых до едва заметных.
В наше время популярным в педагогической среде стал термин инклюзия, что предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями среди обычных детей. Однако, боюсь, что если к внедрению инклюзивного образования как всегда отнесутся формально, то надежды на реализацию права особого ребёнка на обучение вновь будут утрачены. Если ребёнок с проблемами психического развития будет просто помещён в обычную среду детского сада или школы, где он не будет принят ни детьми, ни их родителями, а педагоги не будут получать профессиональной и организационной поддержки, то это не только не улучшит ситуацию, а, скорее всего, принесёт дополнительные страдания особому ребёнку и его семье. Позволю себе заметить, что цель инклюзии – это, прежде всего, формирование толерантного общества, в котором любой ребёнок, в том числе и ребёнок с особыми потребностями, имеет одинаковые права на то, чтобы находиться рядом с близкими, посещать детский сад или школу рядом с домом и не вызывать при этом недовольства у окружающих. И что очень важно, для такого ребёнка должны быть созданы все необходимые условия для развития его индивидуального потенциала среди сверстников. В таком обществе любая семья, на чью долю выпадёт испытание иметь психически больного ребёнка, а от этого не застрахован никто из нас, вправе рассчитывать на помощь и поддержку окружающих. Поэтому для начала необходимо, прежде всего, через активное информирование населения, через открытое общение специалистов разных ведомств изменить отношение нашего населения к данной проблеме. И только тогда, когда у общества сформируется не только терпимое отношение к особым детям, но и потребность им помогать, тогда и ресурсы найдутся и финансовые и организационные и инклюзия станет развиваться естественным образом.
24 апреля 2011 года
4 коммент.:
Статья, конечно, в точку..Только, жалко, что на точке все и останавливается.Невозможно изменить ситуацию в нашем обществе,так как государству неинтересны здоровые дети, тем более особята.Я каждый день спотыкаюсь на том, что детей учить и реабилитировать некому, где специалистам учиться этому??Я день в день занимаюсь особятами,методом проб и ошибок, с помощью интуиции, чтением литературы, и т.д. но этого мало!В Украине не готовят специалистов по работе с такими детками. Об какой инклюзии мы говорим.. Я вижу слезы матерей, которые отдают в массовые сады своих чад, и ежедневно выслушивают массу претензий. Я вижу слезы детей-школьников, которых не принимают учителя и издеваются одноклассники.Думаю, что поменять систему очень тяжело, ведь оно требует не только силы и желания,но и финансирования.Надеюсь, найдутся люди, которым интересны эти дети и нас будет больше.. Психолог Ляшук Юлия .
мой сын аутист... ему всего 3 года и издевательства детей очень чувствуются... Даже в дет.садике заведующая не стияется фраз типа : "ваш ребёнок нам всю картину развития портит". Логопед представления не имеет об аутизме, а когда дет. психиатру говорю. что малыш забывает слова, то слышу фразу : "вот такого я ещё не слыша. что-то вы выдумываете!!" от препаратов он только ночами не спит.. Для наших деток-аутят нет никой помощи, да даже надежды нет!!!!
Статья очень актульная,но к сожалению реализовать ее невозможно.И прежде всего потому,что наше общество не готово принять аутистов.Мой ребенок уже взрослый,но сколько нам пришлось перенести всяких унижений,порой доказывать свое право не только на учебу но и даже сосуществование.
А по поводу инклюзии скажу,что у нас отнесутся чисто формально и реализовать права особого ребенка на обучение не представится возможным.
Сейчас в Самаре проходит научно-практическая конференция посвященная организации психолого-педагогической помощи детям с растройствами аутистического спектра,с участием как отечественных так и зарубежных специалистов и родителей.
Хотелось бы чтобы и у нас в Украине проводились такого уровня конференции.И замечу что львиная доля в организации таких конференций принадлежит родителям.Только мы родители понимаем как тяжело в одиночку бороться за своего ребенка и постоянно доказывать право на нормальную хизнь.
Статьи Ольги Доленко очень актульны,правдивы и вселяют надежду на то,что общество повернется к аутистам лицом.
Спасибо,Ольга Витальевна,за Ваши статьи.
2ноября 2011 23:55
Я мать ребенка с аутизмом, у которой была возможность уехать в Штаты и заниматься коррекцилнной работой здесь. Сейчас ребенку 6 и вот он пошел в обычную школу. Правильная коррекция может дать огромные результаты, поэтому надо продолжать бороться за наших детей.Только что приехали из Украины, где проводили семинары по методике АВА. Держитесь родители и не сдавайтесь.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.