ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Аутоклит и его разновидности.


виды аутоклитаПонимание речи, представленное Скиннером в его работе «Вербальное поведение» (1957), было признано одним из наиболее значительных вкладов в изучение человеческого поведения. Однако, данный анализ также считается одним из наименее доступных для понимания как поведенческими специалистами, так и профессионалами в других областях знаний. Причиной этому может послужить следующее: (1) данная работа представляет собой комплексное рассмотрение очень сложного концептуального вопроса; и (2) в отличие от более ранних работ Скиннера, Вербальное Поведение в значительной степени является теоретическим трактатом, а не описанием функциональных связей, открытых в рамках лабораторных исследований. Тем не менее, данная работа представляет собой всестороннее описание  речи и анализа речи с точки зрения бихевиоризма, но основная ее часть посвящена анализу того, что Скиннер называл первичным и вторичным вербальным поведением.



Первичное вербальное поведение состоит из вербальных связей, известных как манд, такт, интравербальное действие, эхо, , диктант и копирование текста. Каждое из этих вербальный действий является самостоятельной единицей, которая определяется своими собственными контролирующими переменными. Скиннер подчеркивает независимость каждой из этих связей, делая акцент на том, что идентичные формы реакции не означают идентичное поведение. Например, произнесенное слово «вода» после того, как человек съел что-то соленое, отличается от слова «вода», произнесенного под контролем капель дождя, просачивающихся через потолок.

Различие, конечно, заключается в контролирующих переменных для каждой из этих реакций. Первый пример можно отнести к манд-реакциям, поскольку высказывание контролировалось побуждающим условием (Michael, 1982), а второй следует отнести к такт-реакциям, поскольку реакция побуждается невербальным стимулом.

После введения в различные формы первичного, или простейшего вербального поведения, Скиннер представляет понятие вторичного вербального поведения. Это вербальные реакции, которые никогда не продуцируются отдельно и всегда сопровождаются некоторой первичной вербальной реакцией. Некоторые виды таких реакций он назвал «аутоклитом». Скиннер (1957) описывает аутоклит как вторичное вербальное поведение, которое основывается на и зависит от другого вербального поведения. Как утверждал Питерсон (1978), аутоклит является «вербальным поведением о другом вербальном поведении» (стр.164). Контролирующей переменной для аутоклита является некоторый аспект контролирующей связи первичной реакции (например, манд, такт и т.п.), которая сама по себе может служить стимулом.

Поощрением для продуцирования аутоклита, в целом, выступает усиление эффекта первичной вербальной реакции на поведение слушателя. Как предположил Скиннер (1986), когда эффект первичной вербальной реакции усиливается, поведение слушателя может измениться таким образом, что оно увеличит вероятность появления поощряющих последствий, и, следовательно, повышается вероятность возникновения взаимных усиливающих последствий для говорящего (стр.120).

Например, если кто-то утверждает: «Я вижу, что идет дождь», потому что он или она видит, как идет дождь, «идет дождь» будет считаться первичной вербальной реакцией (такт), которая находится под контролем невербального стимула в виде дождя. Аутоклитом будет словосочетание «Я вижу». Согласно определению, его контролирующей переменной является некоторый аспект контролирующей связи реакции «идет дождь». В таком случае, говорящий продуцирует такт-реакцию в отношении того факта, что он произвел первичную реакцию под контролем визуальной, а не аудиторной стимуляции.

Скиннер выделил пять основных категорий аутоклита: (1) описательный аутоклит, (2) количественный аутоклит, (3) качественный аутоклит, (4) манипулятивный аутоклит и (5) относительный аутоклит.

1. Описательный аутоклит

Данный тип вербальных действий может быть определен как «аутоклитический такт». Аутоклитическое действие в данном случае контролируется свойствами предшествующих обстоятельств, вызывающих простейшее вербальное поведение. То есть, данный вид аутоклита контролируется чем-либо из тех обстоятельств, в которых продуцируется реакция, чем-то в источнике реакции или чем-то в эмоциональном и мотивационном состоянии говорящего, включая силу реакции. Например, если говорящий начинает предложение с таких фраз, как «Я уверен», «Я сомневаюсь», «Я думаю», «Я считаю», то говорящий продуцирует реакцию такт в отношении силы своей реакции. Если же говорящий начинает предложение со слов «Я слышал», «Я видел в», «По-видимому», в таком случае говорящий продуцирует реакцию такт в отношении источника контроля стимула над реакцией.

2. Количественный аутоклит

Этот вид вербальных действий может быть причислен ко второму виду «аутоклитического такта». Аутоклитическое действие в данном случае контролируется свойствами предшествующих обстоятельств, которые вызвали простейшую вербальную реакцию. Этот вид аутоклита воздействует на слушателя, указывая либо на свойства поведения говорящего, либо на обстоятельства, ответственные за это свойство. Примерами могут быть такие слова-модификаторы, как «немного», «много», «несколько», «все», «однако», «почти», «всегда», «возможно», и т.п. Рассмотрим утверждение: «Все лебеди белые». Никто не видел ВСЕХ лебедей, поэтому реакция, по-видимому, не является реакцией такт. Скорее всего, согласно поведенческому переводу, данное утверждение означает, что «каждый раз, когда меня будут спрашивать, какого цвета лебеди, в 100% случаев я буду отвечать «белого»».

3. Качественный аутоклит

Возможно, есть смысл обозначить данный вид вербального действия как «аутоклитический манд». В данном случае аутоклит усиливается, когда слушатель демонстрирует определенное поведение после того, как услышит высказывание. Этот вид аутоклита определяет сопровождающую его вербальную реакцию таким образом, что интенсивность или направление поведения слушателя изменяются.

Пример включают в себя отрицание, утверждение, определенные наречия, суффиксы и т.п.
Например, утверждение («да!») включает в себя попытку убедить слушателя (манд) принять комментарии в отношении положения дел в качестве относительно чистых такт-реакций. Отрицание предполагает добавление к вербальному комментарию «нет» или «не», чтобы просигнализировать слушателю (манд) о том, что комментарий не должен быть истолкован в качестве такт-реакции. Отрицание свидетельствует о том, что говорящий не продуцирует вербальные реакции в тех же условиях, при которых продуцируется реакция такт, и что слушатель должен понимать эту контролирующую связь у вербальной реакции.

4. Манипулятивный аутоклит

Манипулятивный аутоклит предписывает слушателю проявление некоторого поведения в связи с первичной вербальной реакцией. Например, в реакции «Джон любит Мэри, и наоборот» за первичной реакцией «Джон любит Мэри» (которая может быть интравербальным действием) следует аутоклит «и наоборот», который требует от слушателя, чтобы он отреагировал на непроизнесенную фразу «Мэри любит Джона» таким же образом, как он реагирует на произнесенную фразу «Джон любит Мэри». Дополнительные примеры будут включать ситуации, в которых говорящий идентифицирует начало цитаты и конец цитаты реакции для того, чтобы показать, что какая-то часть первичной вербальной реакции говорящего является вербальным поведением другого человека. Отличительным признаком является присутствие побуждающих условий, которые для говорящего наделяют поощряющими характеристиками ситуацию, в которой слушатель должен реагировать на первичный вербальный стимул каким-либо определенным образом.

5. Относительный аутоклит

Возможно, имеет смысл определить данный вид вербального действия в качестве второго вида «аутоклитического манда». Аутоклитическая деятельность в данном случае поощряется, когда слушатель ведет себя определенным образом после того, как услышит высказывание. Этот вид аутоклита контролируется связями между простейшими вербальными действиями.
Иногда реакциями могут быть такие одиночные слова, которые в повседневной речи мы называем пространственными предлогами и наречиями: над, под, далеко, близко.

В других случаях они являются более комплексными: предикация, пунктуация, синтаксический порядок слов, притяжательные прилагательные, грамматическая согласованность во времени, лицах и числе. Можно привести в пример римские цифры: говорящий продуцирует реакцию “IV”, которая представляет собой один порядок символов “I” и “V”, и слушатель реагирует под контролем числа четыре, а затем говорящий продуцирует реакцию “VI”, которая представляет собой иной порядок символов “I” и “V”, и тогда слушатель реагирует под контролем числа шесть.

В случае же синтаксического порядка слов, реакция не предполагает каких-либо одиночных «слов». Больше того, нельзя сказать, что человек сначала произносит какие-то беспорядочные слова, затем незаметно организует их в завершенное предложение, которое является грамматически и синтаксически корректным в соответствии с некоторым таинственным психологическим коррекционным процессом, включающим психологические «правила», а затем, в конечном итоге, произносит звуковую речь, доступную для слухового восприятия.

Скорее, человек просто осознает, что первые слова в том, что впоследствии превратится в завершенное смысловое высказывание, оказывают некоторое влияние на последующие слова в нем. Вербальное сообщество поощряет сложные высказывания говорящего о каких-либо событиях, однако эти высказывания должны принимать формы, которые будут условно приемлемыми для вербального сообщества. Если первые слова из будущего предложения уже были произнесены, тогда последующие слова будут следовать из более ранних слов в смысле формы, приемлемой для вербального сообщества, и в смысле контекста высказывания говорящего. Термин «контекст» в данном случае означает присутствие переменных  и их функциональную роль в обусловленной последовательности. Вербальное сообщество может пойти дальше и обусловить «аутоклитические рамки», которые являются условно установленными форматами и предложениями для продуцирования вербального поведения, например, предложения структуры «субъект – глагол - объект» или «действующее лицо –действие – объект». Эти рамки могут стать обобщенными в том смысле, что человек может их применять в самых различных ситуациях, кроме первоначальной. Например, если говорящий обучается говорить «ботинки мальчика», «пальто мальчика» и «шапка мальчика», устанавливаются вербальные рамки «_______ мальчика», и говорящий может сказать «перчатки мальчика», когда мальчик берет в руки перчатки, без прямого усиления, следующего за фразой «перчатки мальчика».

Таким же образом говорящий использует некоторую форму глагола «быть»/«являться» для того, чтобы продемонстрировать наличие важной связи между, скажем, двумя такт-реакциями, так что такт, определяющий объект, и такт, определяющий свойство объекта, связываются в предложении, и слушателю становится понятно, что названный объект обладает названным свойством. То есть, какой-либо физический объект приводит к появлению двух такт-реакций.
В нашей следующей публикации мы поговорим о формировании обобщенного аутоклитического репертуара у детей дошкольного возраста.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.