Основными шагами в процессе обучения манд-реакциям являются:
• Определение мощных поощрений
• Выбор формы реакции, которую ребенок будет использовать при продуцировании реакции манд
• Сочетание персонала, осуществляющего работу с ребенком, в паре с предоставлением усиления
• Обучение в те моменты, когда мотивация является сильной (МО)
• Сочетание предоставления усиления в паре с формой манд-реакции (вокальное слово или жест)
• Подсказка ребенку к использованию формы манд-реакции
• Постепенное устранение подсказок, что позволяет сделать манд-реакции спонтанными
• Обучение соответствующей последовательности форм манд-реакций
• Принятие решений на основании собранных данных с целью регулирования программирования манд-тренинга
Пример последовательности шагов тренинга манд для ребенка, находящегося на начальном этапе обучения:
1. Формирование мотивации: учитель предоставляет учащемуся стул, садит на него и крутит (искусственно воссоздает МО)
2. Сочетание в паре: учитель предоставляет поощрение по определенной модели (блок парного обусловливания)
3. Подсказка: учитель делает паузу (отсрочка во времени), дает подсказку к жесту «покрути», крутит ребенка на стуле
4. Устранение подсказки: учитель снова делает паузу (отсрочка во времени), учащийся показывает жестом «покрути», учитель крутит ребенка на стуле
Определение мощных поощрений
Важнейшим компонентом манд-тренинга является выбор предметов и/или видов деятельности, которые будут использоваться в качестве целей обучения. Очень важно тщательно выбирать поощрения. Но сначала необходимо убедиться в том, что для конкретного ребенка существуют различные предметы и события, которые могут выступать в качестве поощрений.
Базовые методы определения поощрений, которые могут быть использованы в тренинге манд:
- Опросник предпочтений
- Наблюдения
- Структурированная оценка предпочтений
Если оценка предпочтений не дает достаточного перечня потенциальных поощрений, необходимо обусловить дополнительные события и объекты в качестве поощрений.
Проведение оценки предпочтений
Интервьюирование предпочтений и чеклист
Для того чтобы приступить к определению потенциальных поощрений в случае конкретного учащегося, разумным будет прислушаться к мнению людей, которые хорошо знакомы с поведением и интересами этого ребенка. Помните о том, что когда мы впервые проводим оценку предпочтений, мы не знаем, будут ли предпочитаемые ребенком предметы служить в качестве поощрений. Мы можем определить поощрения исключительно тогда, когда мы видим, как предоставление ребенку доступа к определенному объекту или виду деятельности влияет на частоту поведения, за которым они следуют. Это делается в расчете на то, что те объекты и виды деятельности, которые были определены в качестве предпочитаемых, впоследствии будут служить поощрениями, которые можно будет использовать для обучения поведению манд.
Оценка предпочтений может быть реализована посредством интервью, в ходе которого человека, хорошего знакомого с ребенком, просят заполнить письменный опросник предпочтений или же устно ответить на вопросы о том, какие предметы и виды деятельности предпочитает ребенок.
Стандартные опросники предпочтений, как правило, оценивают ряд возможных предметов и видов деятельности, от которых учащийся получает удовольствие, в разнообразных категориях. Опросник может быть организован в виде интервью или заполнения чеклиста.
Категории, которые, как правило, включаются в оценку предпочтений:
• Съедобные продукты, такие как еда и напитки
• Осязаемые предметы, например, различные игрушки и материалы
• Виды деятельности, предполагающие движение
• Игры
• Электронные средства, такие как телевизор и компьютер
• Различные формы социального взаимодействия
• Музыка
• Любимые ребенком темы или персонажи
Необходимо помнить о том, что как бы тщательно ни была проведена оценка предпочтений, всегда могут существовать факторы, которые можно использовать в качестве поощрения, но которые не были представлены в полученном перечне. Во многих случаях есть смысл дополнительно изучить эффективность факторов, не включенных в опросники в качестве поощрений.
Опросники и интервью предпочтений
Преимущества
|
Недостатки
|
1. Интервьюируемый обладает большим опытом взаимодействия с ребенком
|
1. Потребность в наличии человека, который смог бы выступить в роли
интервьюируемого
|
2. Интервьюируемый может привести множество примеров потенциальных
поощрений
|
2. Устные отчеты бывают ошибочными; то, что говорят люди, может
находиться под влиянием множества различных факторов
|
3. Метод легкий в применении
|
3. Статистические отчеты предпочтений могут давать неверную
информацию о том, что в настоящее время представляет собой ценность для целевого
учащегося
|
4. Позволяет быструю интерпретацию
|
4. Сообщения о предпочтениях требуют проверки достоверности в ходе
наблюдения за поведением
|
5. Интервьюируемый может привести примеры таких предметов и видов
деятельности, которые могут быть недоступными в ходе проведения формальной
оценки
|
Наблюдение
Вторым способом определить, какие предметы и события будут служить в качестве усиления, является прямое наблюдение.
Наблюдение за предпочтениями ребенка можно организовать в форме записи того, как часто ребенок подходит к различным предметам, как быстро он подходит к этим предметам после того, как увидит их, и как долго остается сосредоточенным на них. В течение подобных наблюдений необходимо обращать внимание на то, каким образом объект был предоставлен учащемуся, а также на любые ситуационные переменные, которые могли повлиять на реакцию ребенка на предоставленный объект, в частности переменные, связанные с мотивацией (то есть, депривация, предъявление другого стимула, который придает целевому объекту дополнительную ценность, и т.п.).
Наблюдение за предпочтениями
Преимущества
|
Недостатки
|
1. Позволяет наблюдение за стимулами, возникающими естественным образом
|
1. Может не дать возможности определить предпочтения в отношении ряда
объектов
|
2. Может предоставить информацию о предпочтениях учащегося касательно
объектов, уже присутствующих в окружающей среде
|
2. Требуется дополнительное планирование для новых объектов, которые
могут выступать в качестве поощрения
|
3. Можно организовать окружающую среду таким образом, чтобы она
включала разнообразные знакомые и новые стимулы
|
3. Взаимодействие учащегося с одним или несколькими объектами может
помешать проведению оценки предпочтений в отношении стимулов, которые
обладают меньшей ценностью по сравнению с высокопредпочитаемыми стимулами
|
4. Метод прост в реализации
|
4. Для получения более подробной оценки предпочтений могут
понадобиться более длительные наблюдения в разрезе различных условий
окружающей среды
|
5. Позволяет быструю интерпретацию
|
|
6. Позволяет провести оценку как видов деятельности, так и осязаемых
объектов
|
Формальная оценка предпочитаемых стимулов
Формальная оценка предпочитаемых стимулов используется в тех случаях, когда посредством наблюдения или проведения интервью мы не можем определить, какие объекты могут выступать в качестве поощрений. В таких обстоятельствах необходимо организовать оценку предпочитаемых стимулов путем использования процедур систематического предъявления стимула и точной записи реакции учащегося.
Существует несколько основных методов проведения оценки предпочитаемых стимулов. Общей чертой этих методов является их ориентация на определение того, подойдет ли ребенок к объекту и начнет ли взаимодействовать с ним, когда этот объект будет ему представлен.
Методы проведения оценки предпочитаемых стимулов:
• Предоставление учащемуся только одного объекта единовременно
• Предоставление учащемуся двух объектов единовременно (формат вынужденного выбора)
• Предоставление учащемуся множества объектов единовременно
Эти различные форматы оценки предоставляют различную информацию в отношении предпочтений учащегося.
• Предоставление учащемуся только одного объекта единовременно позволяет нам сказать, является ли объект ценным сам по себе, а не в сравнении с другими объектами
• Формат вынужденного выбора позволяет нам провести многократное сравнение того, какие объекты являются предпочитаемыми по сравнению с другими, а также в конечном итоге выстроить иерархию предпочтений
• Формат предоставления множественных объектов позволяет нам определить, какие стимулы из множества стимулов обладают для ребенка ценностью
Формальная оценка предпочтений
Преимущества
|
Недостатки
|
1. Может оценить реакцию на широкий спектр стимулов
|
1. Требует организации материалов
|
2. Различные форматы оценки позволяют определить ценность отдельных
объектов, относительную ценность объекта по сравнению с другими объектами, а
также иерархию предпочтений
|
2. Планирование требует учета мотивационных переменных; если оценка
не реализуется многократно, ее результаты могут отражать временные
предпочтения ребенка
|
3. Может быть относительно быстро проведена
|
3. Необходимо установить критерии для оценки силы реакции
|
4. Данная процедура лучше всего подходит для оценки усиливающей
ценности пищи и других осязаемых предметов (игрушек т .д.)
|
4. Может быть неэффективной при оценке предпочтений в отношении определенных
видов деятельности
|
5. Очень краткая, неформальная оценка предпочтений может быть
использована в ходе всего процесса обучения для определения силы
мотивационных операций
|
5. Некоторые модели проведения оценки предпочтений требуют, чтобы у
учащегося была сформирована мощная реакция выбора
|
6. Представляет собой непосредственную оценку предпочтений в
отношении конкретного стимула; не зависит от устных сообщений
|
Источник: http://framewelder.com-cache.s3.amazonaws.com/extras/10/mand/mand_self_guidebook_june_2010.doc
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.