В последнее время в профессиональных сообществах часто ведутся дискуссии на тему организации для аутичных детей в домашней и школьной среде комнат для уединения и таймаута. В рамках обсуждения эффективности и целесообразности организации подобных помещений многие специалисты и родители упоминают о важности проведения функциональной оценки поведения (FBA) в сочетании с разработкой соответствующего поведенческого плана. Другие же говорят о той значительной роли, которую играет функциональный анализ поведения.
Так в чем же заключается принципиальная разница между функциональной оценкой поведения (FBA или functional behavior assessment) и функциональным анализом (Functional Analysis)? Кроме того, мы попробуем разобраться в том, кто может проводить функциональный анализ и почему важно, чтобы этим занимался человек с хорошей квалификацией.
В наших предыдущих публикациях мы много писали о функциональной оценке поведения и об этапах ее проведения.
В качестве краткого резюме, напомним об основных понятиях в данной категории.
Функциональная оценка поведения представляет собой многоэтапный процесс, который может включать все или некоторые из нижеперечисленных шагов:
• просмотр записей и данных
• интервьюирование родителей ребенка и специалистов, которые ведут с ним непосредственную работу
• интервьюирование самого ребенка, если это уместно
• заполнение оценочных шкал, таких как Шкала оценки мотивации (Motivation Assessment Scale) или Опросник функции поведения (Question About Behavior Function)
• прямое наблюдение за учащимся в момент занятия им проблематичной/целевой деятельностью или нахождения в проблематичной/целевой окружающей среде
• функциональный анализ
Качественная функциональная оценка поведения должна включать график, обобщающий проведенные наблюдения, и/или функциональный анализ.
В результате функциональной оценки поведения должны быть сформулированы утверждения, которые говорят нам о том, ПОЧЕМУ ребенок проявляет определенное поведение.
Кроме того, согласно, например, закону о специальном образовании в США, функциональная оценка поведения должна быть проведена в следующих обстоятельствах:
• Если в ходе встречи по ИПО команда терапистов определяет, что ребенок проявляет поведение, которое препятствует его обучению (или обучению других детей)
• Если ребенка необходимо поместить в более ограничивающую среду в связи с проблемами в его поведении
• Если поведение ребенка привело к срочному помещению его в другую окружающую среду
• В рамках первоначальной или полной оценки в случае необходимости
Что такое функциональный анализ?
Функциональный анализ поведения представляет собой один из этапов или возможный компонент функциональной оценки поведения. Функциональный анализ является манипулированием факторами в окружающей среде с целью ДОКАЗАТЬ то, по какой причине поведение возникает. К примеру, если данные, собранные в ходе оценки, предполагают, что ребенок, вероятно, своим поведением пытается добиться получения внимания, тогда реализуется функциональный анализ, в ходе которого в одних обстоятельствах ребенку дают игрушку немедленно после проявления проблематичного поведения, а в других обстоятельствах непосредственно после демонстрации проблематичного поведения ребенку предоставляют внимание. Затем поведенческий аналитик считает и отмечает на графике количество эпизодов, когда ребенок проявляет проблематичное поведение в каждом из этих обстоятельств. Если ребенок на самом деле пытается добиться внимания, уровень проблематичного поведения будет выше, когда ребенок получает внимание в результате своего поведения, по сравнению с уровнем проблематичного поведения, возникающего, когда ребенок после этого поведения получает игрушку.
Мы постарались упростить определение и описание анализа для того, чтобы продемонстрировать читателям разницу между функциональной оценкой поведения (FBA) или функциональным анализом. Функциональный анализ может быть проведен во множестве условий, и его реализация может оказаться достаточно сложной задачей в зависимости от поведения ребенка и другой релевантной информации.
Согласно определению, результатом функционального анализа является увеличение проблематичного поведения в некоторых или во всех обстоятельствах. По этой причине исключительно соответствующим образом подготовленные люди могут заниматься разработкой и реализацией подобных обстоятельств. Кроме того, на результаты функционального анализа могут повлиять сами специалисты, его осуществляющие, язык, на котором даются инструкции или ведется обучение, и другие переменные. Таким образом, функциональный анализ должен проводиться в таких условиях, которые являются максимально близкими к натуральным (включая людей, материалы и место проведения анализа).
И, наконец, в результате функционального анализа ВСЕГДА должен составляться график, отображающий результаты проведенного анализа.
Надеемся, что данная публикация помогла читателям разобраться, в чем заключается разница между этими двумя процедурами.
Источник: https://appliedbehavioralstrategies.wordpress.com/2012/02/06/whats-the-difference-between-an-fba-and-a-functional-analysis/
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.