Родители и педагоги детей с особыми потребностями учатся очень многому: они становятся для ребенка своего рода «переводчиком», безопасным убежищем, персональным поваром, объясняют другим людям его желания и т.п. Когда дети с особыми потребностями еще маленькие и невербальные, они нуждаются в большом количестве помощи и содействии, и человек, который хорошо знает ребенка, как правило, выступает посредником в его коммуникации с другими людьми. Зачастую одни только родители знают, что если ребенок начинает раздеваться в общественном месте, это означает «Мне нужно в туалет», или что если он выбрасывает бутылочку из кроватки, это значит «Дай мне еще, пожалуйста». Это естественный и важный шаг во взаимоотношениях ребенка со своими родителями и близкими людьми.
В какой-то момент эта естественная тенденция родителей к тому, чтобы вмешаться и облегчить жизнь своему ребенку, может стать серьезным препятствием для его обучения и развития. Как и подсказки, «чтение мыслей» ребенка и немедленное удовлетворение всех его потребностей может уничтожить всякую мотивацию ребенка к коммуникации. Это то, как работает поведение. Все люди стремятся к выбору самого простого пути.
Работая с аутичными детьми, специалисты часто сталкиваются с такими ситуациями, когда родители, очевидно любящие своего ребенка, сделали его жизнь слишком легкой. Например, речь идет о родителях, которые рассуждают о том, как бы они хотели, чтобы их четырехлетний ребенок стал более самостоятельным, одновременно кормя его с ложки.
Можно согласиться с тем, что причиной такой заботы и участия является сильная любовь, и что, скорее всего, такое поведение у родителей возникло в качестве необходимой реакции на серьезный дефицит навыков у ребенка. Тем не менее, на каком-то этапе мы, как родители и специалисты, должны сделать несколько шагов назад и начать вынуждать ребенка к тому, чтобы он становился боле самостоятельным. Если вы хотите, чтобы ребенок стал более самостоятельным, сначала проверьте, не помогаете ли вы ему попасть в еще большую зависимость от вас.
Целью является помочь ребенку двигаться в направлении роли «Инициатора» и от роли «Исполнителя». Ниже приведем несколько примеров тому, как может выглядеть этот процесс:
РЕБЕНОК-ИНИЦИАТОР
|
РЕБЕНОК-ИСПОЛНИТЕЛЬ
|
Если ребенок голоден, то он
находит взрослого и просит поесть (например, «Дай, пожалуйста, печенья»).
|
Если ребенок голоден, он начинает
плакать и проявлять раздражительное поведение. По прошествии некоторого
времени кто-то догадывается о том, что ребенок, возможно, голоден.
|
Ребенку скучно, поэтому он
включает телевизор и смотрит его.
|
Ребенку скучно, поэтому он везде
следует за мамой или папой и умоляет, чтобы его взяли на руки. Теперь маме
или папе необходимо развлечь ребенка.
|
Папа забывает дать ребенку сок вместе с едой. Ребенок устанавливает зрительный контакт с отцом и указывает на
холодильник, чтобы попросить о соке.
|
Папа забывает дать ребенку сок
вместе с едой. Ребенок плачет и отказывается от еды.
|
Ребенок-исполнитель, как правило, зависит от других людей в плане удовлетворения своих потребностей, и он использует свое поведение для выражения своих потребностей и желаний. Такие дети полагаются на то, что взрослые «прочитают их мысли» и определят, что им необходимо в данный момент. Это часто приводит к тому, что семья играет с ребенком в игру «Угадай, что я сейчас хочу!», во время которой мама или папа отчаянно пытаются выяснить, что нужно сделать, чтобы ребенок прекратил плакать или проявлять какое-либо проблематичное поведение.
Ребенок-инициатор либо попытается удовлетворить свои потребности самостоятельно, либо воспользуется общением для того, чтобы попросить взрослого о помощи. Такой ребенок способен использовать коммуникацию (вокальную или невокальную) для выражения своих желаний таким образом, чтобы это было доступным для понимания различных людей.
Целью обучения ребенка с аутизмом всегда является достижение чего-то большего, чем присутствующие в настоящее время навыки. В зависимости от того, что ребенок способен делать, всегда существует возможность помочь ребенку стать более самостоятельным в отношении какого-либо конкретного навыка.
В качестве примера отличия между детьми-инициаторами и детьми-исполнителями, с которым специалисты в своей практике сталкиваются чаще всего, можно привести навык использования туалета. Некоторые родители утверждают, что их ребенок полностью обучен навыку использования туалета. Затем специалист спрашивает о том, каким образом ребенок демонстрирует, что ему необходимо отправиться в туалет. Если родитель отвечает «Я не знаю» или «Мы можем просто сказать ему, и он…», тогда нет, ребенок не полностью обучен данному навыку. Если ребенок дома просто встает и молча отправляется в ванную комнату, то как это происходит, если он находится в общественном месте? Будучи в многолюдном торговом центре, каким образом ребенок дает знать о том, что ему необходимо посетить уборную? Если родители оставят ребенка с няней, сможет ли она понять, что он хочет в туалет? Полное овладение навыком использования туалета означает способность информировать взрослых о необходимости использовать ванную комнату, а также способность обратиться с просьбой о посещении ванной комнаты в незнакомом месте.
Переход ребенка от роли исполнителя к роли инициатора поможет ему стать более независимым, а умение проявить инициативу само по себе является одним из важнейших навыков для успешного функционирования в школе, в группе сверстников и многих других условиях окружающей среды. Ниже мы дадим некоторые советы в отношении того, как можно немножечко усложнить жизнь ребенка с аутизмом. :-)
- Не бойтесь самостоятельности. Все мы знаем, что сложно заставить себя позволить трехлетнему ребенку воспользоваться ножом, чтобы разрезать бутерброд, или научить шестилетнего ребенка самостоятельно расстегивать свой ремень безопасности. Однако, можно поощрять навыки самостоятельности у ребенка безопасным образом, не переходя определенных границ. Если аутичный ребенок знает, как расстегивать свой ремень безопасности, это еще не означает, что можно делать это, когда вы едете с ним по скоростному шоссе. Обучайте ребенка ограничениям, даже если вы находитесь в процессе повышения его самостоятельности.
- Поиграйте в немого. Это самый простой способ начать постепенно уменьшать объем поддержки и подсказок, которые предоставляются ребенку. Когда он подходит к вам с вытянутыми руками и плачет, посмотрите на него с вопросительным выражением лица и попробуйте вести себя так, как будто вы не понимаете, чего он хочет. В зависимости от уровня развития навыков у ребенка, дайте ему подсказку к коммуникации при помощи речи, карточек PECS, указательных жестов и т.п. Например, требуйте от ребенка сказать «на ручки» прежде, чем вы возьмете его на руки. Нельзя поощрять ребенка, если он плачет, тянет вас за штаны или бьет по ноге. Прекратите предвосхищать и удовлетворять все потребности ребенка, и притворитесь, что вы не понимаете, что ему нужно. Таким образом, у него появится мотивация к тому, чтобы попросить о желаемом соответствующим образом.
- Не спешите. Родители часто сообщают специалистам о том, что им проще самим одеть ребенка, умыть его или накормить завтраком. Понятно, что так легче, и что это экономит время, но в долгосрочной перспективе это делает ребенка слишком зависимым от взрослых. Родителям необходимо свыкнуться с мыслью о том, что иногда они будут опаздывать. Да, возможно, им придется 35 минут ждать, пока их ребенок наденет футболку, а процесс самостоятельной чистки зубов может вызвать у ребенка истерику. Иногда необходимо идти на жертвы сейчас, чтобы достигнуть долгосрочных целей впоследствии. Начинайте с малого: дайте ребенку тарелку, ложку, и не дайте хлопья. Используя такой уровень коммуникации, который будет доступным для конкретного ребенка, дайте ему подсказку к тому, чтобы он обратился с просьбой о хлопьях. Даже если это займет 15 минут, в формате долгосрочной перспективы вы обучаете ребенка тому, как стать инициатором. Родители могут сообщить учителю ребенка, что они работают над самостоятельностью при утренней подготовке к школе, и что по этой причине ребенок в течение нескольких дней может опаздывать на уроки. Если объяснить учителю данную ситуацию, он поймет ее и даже, возможно, поможет укрепить данный навык в школьной среде.
- Подождите. Иногда родители и специалисты настолько сильно хотят помочь ребенку, что они спешат с предоставлением ему подсказок или помощи. Мы даем ему инструкцию, ребенок не реагирует на нее, и мы немедленно предоставляем ему подсказку. Проблема заключается в том, что со временем это может вызвать у ребенка зависимость от подсказок, что затруднит его переход от роли исполнителя к роли инициатора. В следующий раз, давая ребенку инструкцию, попробуйте дать ему 10-20 секунд для реакции. Возможно, многим родителям это ожидание покажется вечностью, однако некоторые дети с аутизмом испытывают сложности с обработкой аудиторных стимулов, то есть, им необходимо некоторое время для обработки услышанного ими высказывания и выбора реакции прежде, чем они начнут выполнять ваше требование. Мы бы не советовали делать это постоянно, однако важно не вырабатывать у себя привычку немедленно помогать своему ребенку или ученику. Если родитель говорит своему ребенку завязать шнурки, посоветуйте ему сесть рядом с ним и подождать ровно 15 секунд прежде, чем давать какие-либо подсказки. Пусть понаблюдает за тем, чем ребенок занимается в это время. Он просто сидит и смотрит на свои ботинки, или же он пытается их надеть? Возможно, ребенок будет смотреть на взрослого и протягивать к нему руки, прося о помощи. И это прекрасная возможность для того, чтобы обучить его такой манд-реакции, как «Помоги мне». Очень важно дать ребенку возможность попробовать сделать что-либо самостоятельно прежде, чем поспешить к нему на помощь.
Источник: http://www.iloveaba.com/2013/03/initiators-vs-responders.html
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.