ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Некоторые инструменты, способствующие эффективности "туалетного тренинга"


     Лето - пора не только отпусков, но и горшков :-) Прекрасная возможность поработать с ребенком над формированием навыка пользоваться туалетом.
Для данного процесса разработано множество различных протоколов, большая часть из которых включает посещение туалета по определенному расписанию и предоставление поощрений за успешные реакции - мочеиспускание и дефекацию в туалете. Однако, существует несколько дополнительных компонентов туалетного тренинга, которые ABA-специалисты могут использовать, чтобы способствовать увеличению эффективности своей работы.

Видеомоделирование

     Данный метод подразумевает пока ребенку небольшого, заранее подготовленного видео-сюжета, на котором отображен весь процесс использования туалета, и последующее повторение ребенком всех требуемых действий. Видео-сюжет может включать как показ всей поведенческой цепочки целиком (начиная от направления в сторону туалета и заканчивая мытьем рук и выходом из туалета), так и сокращенную последовательность действий (например, только усаживание на унитаз и мочеиспускание). Вариации данного метода могут включать:

  • Моделирование посредством сверстника, желательно, члена семьи. На видео отображаются действия другого ребенка, который выполняет всю последовательность действий, и наш ученик копирует эти действия после просмотра.
  • Само-моделирование - т.е. героем видео-сюжета является сам ребенок. Видео показывает успешный поход в туалет самого ученика, и он же повторяет эти действия снова.
  • Моделирование посредством любимого персонажа или героя. Если у ребенка есть любимый либо хорошо знакомый ему персонаж - Человек-паук, Кролик Крош или Маша, можно подготовить мультипликационный сюжет, в котором герой демонстрирует нужные действия, а наш ученик повторяет вслед за героем.
  • Моделирование с точки зрения самого ученика. Видеокамера захватывает сюжет таким образом, как будто ребенок сам непосредственно участвует в процессе, а не смотрит со стороны. Такой формат может акцентировать внимание ученика на определенных действиях, включенных в цепочку, таких как близкий показ захвата пальцами резинки штанов, когда ребенок их приспускает, или пока руки, нажимающей на рычаг бачка, либо обзор того, что видит ребенок, сидя на унитазе. 

     Однако, применение этих методик подразумевает, что у ребенка уже должны быть предварительно сформированы навыки имитации и визуального восприятия, и что ребенок может учиться новым навыкам посредством имитации.

Урологический будильник

   
     Урологический будильник - это небольшой прибор, который прикрепляется к трусам ребенка, и издает звук либо вибрирует в тот момент, когда моча попадает на ткань трусов (т.е. ребенок писает в трусы). Данный прибор используется как для коррекции ночного энуреза, так и при формировании у ребенка навыка пользоваться туалетом при дневном бодрствовании. Если урологический будильник "реагирует" звуком, то это побуждает взрослых (родителей либо педагогов) своевременно отвести ребенка в туалет, и способствовать тому, чтобы мочеиспускание хотя бы частично произошло там. Вибрирующий будильник скорее подойдет ребенку, который учится самостоятельно инициировать поход в туалет, так как только он ощущает вибрацию. Данный метод был рекомендован еще в середине прошлого столетия, и довольно широко используется и по сегодняшний день.

"Писающая кукла"

     Использовать "писающую куклу" рекомендуют Азрин и Фокс (1974/1918) при проведении интенсивного туалетного тренинга. Изначально, ребенок учит куклу "ходить на горшок", поит куклу, снимает с нее трусы, усаживает на горшок и даже предоставляет кукле поощрение. И после тренировке на кукле, ребенок повторят эту последовательность сам. Данный компонент туалетного тренинга описан авторами как способ, применяющийся для детей с типичным развитием, и с ребенком, у которого наблюдаются нарушения развития, такой компонент тренинга может не сработать. Но, если у ребенка неплохо развиты навыки игры и имитации, можно попробовать.

Системы визуальной поддержки и карточки PECS

http://raspisanie.me/products/8922185
     При формировании навыка проявлять инициативу и проситься в туалет, могут использоваться карточки PECS. Перед посещением туалета, взрослый дает ребенку подсказку подать карточку, и после этого ведет ребенка в туалет. Такой способ помогает научиться не только неговорящим детям, но и может способствовать более быстрому развитию инициативы у говорящего ребенка. В некоторых случаях, вместо карточек PECS могут использоваться девайсы или мобильные коммуникативные приложения. А для того, чтобы ребенок научился выполнять самостоятельно необходимую последовательность действий (например, снять штаны, сесть на унитаз, пописать, вытереться, слить воду и помыть руки) , могут использоваться визуальные расписания.

Подробнее о том, как применяются эти инструменты можно почитать в следующих источниках:

  • Азрин, Н.Х. и Фокс, Р. М., (1974/2-18). Туалетный тренинг. Как ребенку освоить горшок за один день. ИП Толкачев
  • Azrin, N. H., Bugle, C., & O'brien, F. (1971). Behavioral engineering: two apparatuses for toilet training retarded children. Journal of applied behavior analysis, 4(3), 249–253. 
  • Brown, F. J., & Peace, N. (2011). Teaching a child with challenging behaviour to use the toilet: a clinical case study. British Journal of Learning Disabilities, 39(4), 321–326.
  • Drysdale,B.,Lee,C.Y.Q.,Anderson,A.,&Moore,D.W.(2015).Using video modeling incorporating animation to teach toileting to two children with autism spectrum disorder. Journal of Developmental and Physical Disabilities, 27(2), 149–165.
  • Lee, C.Y.Q., Anderson, A., & Moore, D.W.(2014).Using videomodeling to toilet train a child with autism. Journal of Developmental and Physical Disabilities, 26(2), 123–134. 
  • McLay, L., Carnett, A., van der Meer, L., & Lang, R. (2015). Using a video modeling-based intervention package to toilet train two children with autism. Journal of Developmental and Physical Disabilities,1 –21
  • Mowrer, O. H., & Mowrer, W. M. (1938). Enuresis—A method for its study and treatment. American Journal of Orthopsychiatry, 8(3), 436.
  • Ohtake, Y., Takahashi, A., & Watanabe, K. (2015). Using an animated cartoon hero in video instruction to improve bathroom-related skills of a student with autism spectrum disorder. Education and Training in Autism and Developmental Disabilities, 50(3), 343–355. 
  • Suppo,J.L.,& Mayton,M. R. (2012). A portable potty plan forchildren with autism. Young Exceptional Children, 1096250612451758. 


0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.