ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Компоненты туалетного тренинга: процедура гигиены после дефекации

"Чистая попа - залог счастья для мамы!" :-)
     Иногда, в процессе туалетного тренинга для ребенка с особенностями развития мы забываем, что формирование навыков личной гигиены - это тоже неотъемлемая часть процесса. Разумеется, в первую очередь мы формируем у ребенка навык мочеиспускания и дефекации в туалете, но не стоит забывать о том, что пока ребенок (а иногда и взрослый человек), не научится полностью самостоятельно выполнять нужную последовательность действий, туалетный тренинг не окончен.
     Несомненно, процедура гигиены после дефекации - это вещь очень деликатная, и часто родители берут на себя выполнение нужных действий, для того, чтобы удостовериться, что "все сделано как следует". Однако, иногда это затягивается на долгие годы, и научившись дефекации в туалете в раннем возрасте, ребенок, уже будучи подростком или взрослым человеком, зовет или ждет маму, чтобы она "вытерла попу". Бывает так, что родители опасаются доверить ребенку эту обязанность, ссылаясь на то, что ребенок не понимает речь, может испачкаться и выпачкать туалетную комнату, и также потом недостаточно тщательно вымоет руки. Хорошие новости в том, что даже ребенка, у которого недостаточно сформированы речевые навыки, можно научить качественному выполнению процедуры. И еще одна хорошая новость заключается в том, что никогда не поздно. Даже взрослые люди с нарушениями развития тоже могут этому научиться.
     Поведенческие стратегии обучения данному навыку обычно включают работу над дифференцировкой стимулов "грязно-чисто" и формирование поведенческой цепочки. Также, для тех учеников, которые могут проговаривать слова, используется техника самоинструктирования, т.е. ребенок учится проговаривать инструкции для самого себя, выполнять действие, и потом оценивать, сделано ли нужно действие или нет. И также рекомендуется использовать метод всесторонних примеров, для того, чтобы навык был не только освоен, но и генерализован.
     Итак, по порядку.
     Во-первых, важно прописать алгоритм задачи, который включен в поведенческую цепочку. Обычно звенья включают:

  • 1. Дотянуться до туалетной бумаги
  • 2. Взять за кончик туалетной бумаги
  • 3. Потянуть. Здесь, чтобы ребенок мог взять нужное количество бумаги, используются ориентиры - либо рисуют линию на стене, до которой ребенок должен тянуть бумагу, либо учат ребенка отсчитывать секции или "квадратики")
  • 4. Оторвать бумагу от рулона
  • 5. Сложить в несколько слоев
  • 6. Приложить бумагу к анальному отверстию
  • 7. Провести бумагой в направлении спереди и назад. Обычно определяют некоторое количество (например, 2- 4 раза), и степень нажима (бумага должна прилегать плотно, но без чрезмерного надавливания). И тут самое сложное - ребенок должен, посмотрев на бумагу, определить, "грязная" она, или "чистая". Далее, в зависимости от того, что он распознал, он должен выполнить следующий шаг и вернуться к первому, повторив всю последовательность снова, пока не будет получен "чистый" результат (т.е 3-7 раз).
  • 8. Выкинуть бумагу в мусорную корзину
  • 9. Слить воду из бачка
  • 10. Закрыть крышку унитаза

     Разумеется, эту цепочку можно индивидуализировать. Для некоторых детей, на начальном этапе, можно упразднить шаги с отмерами и подготовкой бумаги. Может быть, кому-то понадобятся дополнительные шаги, такие как "встать с унитаза" и "надеть трусы и штаны".

     Во-вторых, важно проанализировать, насколько процесс обучения этой цепочке будет эффективным, если тренировать "по факту", т.е. непосредственно после дефекации. Такая тренировка может проходить раз в 1-2 дня, и некоторым детям этого будет недостаточно, чтобы научиться выполнять всю последовательность. Если существует такое опасение, то процесс тренировки можно осуществлять дополнительно, несколько раз в день, в учебной обстановке. Разумеется, мы не сможем в кабинете воссоздать сам процесс дефекации, и поэтому можно заменить "стимульный материал". Такая техника также подойдет детям, у которых наблюдается "брезгливость" - проявляются рвотные рефлексы, ребенок отдергивает руку, отворачивается, и т.п.
    В этой процедуре используется арахисовое масло или паста "Нутелла".
А вместо попы используется другая часть тела - предплечье или бедро, которые находятся в поле зрения ребенка. Процедура проводится следующим образом:

  • На бедро ребенка накладывают мазок арахисовой пастой. Перед ребенком лежит рулон туалетной бумаги.
  • Ребенок должен взять нужное количество туалетной бумаги, сложить и вытирать ногу движением снизу вверх. Важно, чтобы ребенок не тер бумагой в оба направления "размазывая" пасту! Такую реакцию нужно будет предотвратить и блокировать. 
  • После этого обращаем внимание ребенка на бумагу. 
  • Если бумага в пасте, ребенок должен сказать: "Грязно", выбросить бумагу в мусорное ведро, взять еще бумаги и повторить процедуру.
  • Если бумага чистая, ребенок должен сказать: "Чисто", выбросить бумагу в мусорное ведро, и направиться мыть руки. 
  • В данной процедуре используются подсказки - физическая (для того, чтобы научить ребенка нужным моторным движениям) и словесная (для того, чтобы научить комментировать). Сбор данных осуществляется по двум целевым реакциям: вытирать и комментировать.

      Как только ребенок обучится выполнять вышеописанные действия полностью самостоятельно, это звено включается в исходную цепочку, и отрабатывается уже непосредственно после дефекации, в "естественных" условиях.

     Исследователи Stokes, Cameron, Dorsey & Fleming (2004), учили 3-х взрослых (34-38 лет) мужчин с нарушениями развития самостоятельному выполнению процедуры гигиены после дефекации. Процедура проводилась в естественных условиях, участникам давали инструкцию: "Вытирайся!", и после этой инструкции участник должен был выполнить всю последовательность. В седьмом шаге цепочки, каждый из участников должен был сообщить тренеру, является ли бумага чистой или нет, и после этого продолжить процесс вытирания. Для того, чтобы способствовать генерализации навыка, процедура проводилась как на квартире, где проживали участники, так и в условиях дома у родителей, а также в тех местах, которые часто посещали участники. Навык отрабатывался с помощью разных стимулов - влажных салфеток, рулона туалетной бумаги, который стоял возле унитаза, диспенсера туалетной бумаги, крышку которого изначально нужно было сдвинуть, чтобы достать кончик туалетной бумаги, рулона туалетной бумаги, в котором кончик туалетной бумаги был склеен с рулоном, и рулона, который нужно покрутить, чтобы найти кончик. Всем участникам удалось освоить  и генерализовать нужный навык.
      Stokes, Cameron, Dorsey & Fleming (2004) даже определили данный навык, как "поведенческий прорыв". Один из участников, овладев данным навыком, смог устроиться на работу и работать, находясь рядом с другими людьми. У другого участника, благодаря овладению данным навыков, удалось предотвратить ухудшение состояния здоровья. А у третьего участника уменьшилось проблемное поведение - он перестал запускать руки в штаны и чесаться на людях.
     Следовательно, планируя туалетный тренинг для ребенка дошкольного возраста, АВА-специалист должен учитывать необходимость работы над самостоятельным выполнением процедуры гигиены после дефекации, как обязательный этап туалетного тренинга, являющийся функциональным и жизненно необходимым  навыком.

Stokes, J., Cameron, M., Dorsey, M., & Fleming, E. (2004). Task analysis, correspondence training, and general case instruction for teaching personal hygiene skills. Behavioral Interventions, 19(2), 121-135.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.