Почему метод АВА является научно обоснованным?

В любой науке исследования основываются на объективных данных, изменения в которых наблюдаются вследствие манипуляции каких-либо факторов. Но когда мы говорим о поведении, иногда кажется невозможным его измерить. Что значит измерить поведение? Какими инструментами? Что потом делать с этими "измеренными" данными? Зачем вообще это нужно?
Однако, в АВА, существуют немало инструментальных методик измерения поведенческих данных. Данные о поведении позволяют заключить, является та или иная интервенция эффективной, или следует изменить, или прекратить это вмешательство.

Только благодаря способности определять, анализировать, применять нужные методы обучения, и измерять их эффективность, АВА отличается от других методик лечения детей с аутизмом, и признана самой эффективной обучающей методикой.

Итак, поведение происходит в определенный момент времени. То есть, появился определенный фактор в окружающей среде - и после него появилось поведение (Temporal Locus).

Например, мы работаем над выполнением инструкций. Мама говорит ребенку: "Иди сюда!". Сколько времени прошло, пока ребенок выполнил инструкцию? Секунда? Две? Пять? Вообще не пришел?
Эти данные мы записываем - на протяжении нескольких дней. После этого мы начинаем обучающую программу.

Например, когда ребенку дается инструкция, и он выполняет ее быстро (скажем, не более 2 секунд), то получает какое-либо поощрение.
И продолжаем записывать данные. Желательно построить график на основе этих данных.



После того, как мы увидим на графике, что время, которое проходит с подачи инструкции до выполнения инструкции - уменьшилось, следовательно, наша программа была эффективной.

Второе измерение поведения - сколько времени длится поведение (Temporal Extent). Сколько времени прошло с момента начала действия/поведения, до того момента, когда действие прекратилось.

Например, сколько времени ребенок смотрит в глаза? Секунду? Две секунды? 30 секунд?

Еще пример. Сколько времени ребенок сидит спокойно во время просмотра телевизора? Минуту? 5 минут? Полчаса? Два часа?

Еще пример? Сколько времени продолжается истерика, когда от ребенка требуют вернуться домой после прогулки? Полчаса? Два часа? 15 минут?

Эти промежутки времени записываются. Потом начинается обучающая программа, в которой ребенок получает поощрение, если дольше смотрит в глаза, или дольше сидит спокойно, или быстрее успокаивается. Продолжаем собирать данные, строим график, и смотрим, является ли эффективным та учебная программа, которую мы выполняем.
Вот график, построенный на настоящих данных.


Девочка Авивит*, 6 лет, (УО), чересчур подвижная, затрудняется сидеть за столом, и сосредоточится на выполнении даже таких простых заданий, как нанизывание бус, собирание мозаики и рисование. По программе, Авивит получает жетон, если продолжает сидеть за столом и выполнять задания - каждые 2-3 минуты. Когда она соберет 10 жетонов, Авивит может выбрать приз/поощрение.
Как видите, данная программа оказалась эффективной. Сегодня Авивит может просидеть за столом весь урок (40-45 минут без перерыва), потом выйти на переменку, и потом просидеть еще один урок.

И дополнительное измерение поведения - сколько раз поведение повторяется (Repeatability).

Это просто. Сколько раз в день ребенок проявляет инициативу? Восемь? Двадцать два? Тысяча восемнадцать?
Сколько раз в день ребенок мочится в штанишки? Один? Два? Восемь?
Сколько раз в минуту ребенок бьет себя по голове? Шестнадцать? Один?

Записали данные, применили программу, записали данные, построили график, и смотрим - стало больше повторений? Меньше? Ничего не изменилось?
Вот настоящие данные ребенка.



Мальчик Одед*, 3,5 года, Аутизм в тяжелой форме. Первичные навыки коммуникации на очень низком уровне. Его программа заключалась в том, что каждый раз когда он спонтанно (т.е. без подсказки) смотрит в глаза, или проявляет инициативу (просит что-либо), - получает специальное поощрение ("бамба" - что-то типа картофельных чипсов, но со вкусом орехов). Данные говорят сами за себя...

Еще существуют комбинации измерений - промежуток времени, который проходит между одним поведением и другим; акселерация (скорость увеличения/уменьшения количества повторений), но о них мы сегодня говорить не будем.
Вопросы?
*Все имена в этой статье вымышленные

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.