Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?

Предыдущие статьи по данной теме:

Функциональное восприятие проблематичного поведения

Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?

Существует мнение, что для коррекции нежелательного поведения следует использовать наказания. Причем, это мнение тесно связано с общим восприятием АВА - "за хорошие поведения - подкрепляем, за плохие - наказываем!".




Что ж, будь это правдой - дисциплина АВА уже давно бы перестала существовать, а практикующие специалисты сидели бы по тюрьмам за нарушение профессиональной этики и прав клиента на эффективное лечение.

На самом деле, основываясь на функциональном восприятии поведения, основная работа по коррекции нежелательного поведения происходит в двух измерениях:

1. PROACTIVE - какие манипуляции внешних факторов нужно произвести, или какое альтернативное поведение нужно усилить для того, что бы проблематичное поведение вообще не произошло?

2. REACTIVE - как нужно действовать, что бы проблематичное поведение перестало усиливаться, а наоборот, уменьшилось?

Другими словами, когда мы имеем дело с поведением, которое необходимо ослабить, то, прежде чем хвататься за ремень, следует подумать, что можно сделать для того, что бы это поведение не происходило вообще? Какое поведение было бы приемлемым, если бы происходило вместо проблематичного поведения?

Конечно, не нужно бросаться в крайности, и ожидать от ребенка, что бы он, вместо обычной истерики и пинков ногами, начал вести себя по всем правилам этикета. Или вместо того, что бы часами бегать по комнате и трясти руками - вдруг бы сел за стол и занялся математикой. Но представить, что вместо бессмысленной беготни и толкания стен, ребенок может погонять на самокате или велосипеде во дворе - это вполне возможный вариант. Или вместо того, что бы драться и кусаться, когда ребенок хочет добиться внимания от родителей - он подойдет к маме, и потянет ее к игрушкам для того, что бы она с ним поиграла.

Итак, как вы уже поняли, проактивно мы определяем альтернативное поведение и начинаем работать над его обучением или усилением - теми же методами, которыми мы обучаем любое другое поведение - с помощью подсказок, усилителей, и так далее.

Кроме этого, важно сделать анализ предшествующих факторов и понять, какие именно факторы вызывают нежелательное поведение, и попробовать их устранить или уменьшить. Например, если каждых раз, когда ребенок слишком устал, он начинает крушить все подряд и отказывается выполнять задания - то лучше заранее не доводить ребенка до чрезмерной усталости, а наоборот, давать ему отдыхать чаще. Таким образом, можно будет избежать разрушений, и наоборот, повысить мотивацию ребенка.

Только если методы PROACTIVE не дают желаемого результата, можно взвесить использование процедур для уменьшения или прекращения поведения (Extinction & Punishment).

При этом важно взвесить возможность риска при их применении, и оценить от чего ребенок может пострадать больше - от применения процедуры или от того, что негативное поведение будет продолжаться. Здесь, кстати, важно отметить, что процедура Punishment -  это не наказание ребенка, а уменьшение поведения, и не обязательно то, что считается общепризнанным наказанием - повлияет на поведение. 

Например, если ребенок шалит, и взрослые на него кричат - это не говорит о том, что его поведение обязательно уменьшится, а может быть, совсем наоборот. Или если ребенок что-то нарисовал и показал бабушке, а бабушка его за это смачно поцеловала - может привести к тому, что ребенок перестанет показывать бабушке рисунки. И поцелуй бабушки здесь будет именно "наказанием", а не "поощрением".

Поэтому, с наказаниями лучше не спешить, а тщательно взвесить все обстоятельства, продумать каким образом усиливать подходящее поведение, и только потом начинать действовать. Ну, и конечно, абсолютно лишним будет сказать, что нужно постоянно отслеживать -  уменьшается ли нежелательное поведение или нет.  Это вы уже и без меня знаете ;-)

Дополнительные статьи на данную тему:

Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?

"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?

Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?

Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.