Предыдущие статьи по данной теме:
Функциональное восприятие проблематичного поведения
Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?
Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?
Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?
"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?
Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?
Дополнительные статьи:
проблемы поведения
Функциональное восприятие проблематичного поведения
Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?
Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?
Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?
"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?
Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?
На самом деле, проблематичное поведение ребенка, функцией которого является доступ к желаемым предметам или занятиям - это больше проблема взрослых, чем самого ребенка. То, что ребенок при каждом отказе и слове "нет" начинает биться в истерике и вырывать волосы, часто становится настоящим "наказанием" для его окружающих, и не всегда у окружающих есть достаточно сил и упорства противостоять этому натиску и не уступать.
Одним из самых простых решений - это не уступать и не давать ребенку то, что он просит. В соответствии с этим процессом (процесс прекращения усиления - Extinction ) поведение ребенка временно усилится - истерика и крики станут сильнее, но при условии, что окружающие будут действовать последовательно и игнорировать это поведение не смотря ни на что, то очень скоро это поведение прекратится и больше не будет появляться. Если же взрослый не выдержит и после получаса криков все-таки уступит - то этим действием он усилит более проблематичное и нежелательное поведение. Рекомендуется игнорировать поведение ребенка до тех пор, пока он не успокоится, и потом подождать еще как минимум 10 минут до того, как предложить ребенку желаемое или альтернативное занятие. Если в течение этих 10 минут ребенок оставался спокойным - только в этом случае он может получить доступ к тому занятию, которым хотел заниматься.
Очень часто этот вид поведения происходит на фоне общих проблем с коммуникацией и общением. Ребенок не может высказать свою просьбу, или понять такие понятия как "позже", "не сейчас", "после чего-то". В данном случае нужно научить ребенка альтернативным методам общения - РЕСS, жесты, язык символов, и т.д. Кроме этого, важно усиливать желательное поведение ребенка - самостоятельные игры, проявление инициативы, сотрудничество, и именно при "хорошем" поведении давать ребенку доступ к желаемым предметам (Процесс усиления альтернативного поведения – Differential Reinforcement of Alternative Behavior - DRA).
Простыми словами - если ребенок впадает в истерику, потому что не получил конфету - то конфету не давать. Если ребенок выполняет просьбы родителей, делает уроки или спокойно играется - то нужно дать конфету. Именно в этом родители чаще всего и ошибаются - когда ребенок хорошо себя ведет - воспринимают это как должное и не обращают на него внимания. Когда ребенок устраивает погром - то сразу дают ему то, что он хочет - лишь бы успокоился скорее. Для многих родителей и учителей собственное спокойствие настолько мотивационно, и что бы его получить они своими действиями усиливают нежелательное поведение детей.
Дополнительный инструмент, который часто является очень эффективным - это использование визуальных стимулов и построение визуального расписания. Для этого нужно подготовить картинки или символы тех занятий, которыми может заниматься ребенок - как любимых, так и нелюбимых. С помощью этих символов можно выстроить распорядок действий, и распределить действия таким образом, что бы после нелюбимых занятий ребенок увидел любимые занятия. Например: "Сначала раскрасим рисунок, потом напишем буквы, а потом будешь смотреть мультики". При построении расписания рекомендуется предоставить ребенку выбор там, где это возможно. Например: "Что ты хочешь делать сначала - писать буквы или раскрашивать? Что ты хочешь делать после того как напишешь буквы и раскрасишь - смотреть мультики или пойти во двор?" Даже ребенок, который не разговаривает - может быстро научится делать выбор из тех картинок, которые ему предоставляются. Этот метод является эффективным в большинстве случаев, но, к сожалению, является непростым для применения. В повседневной жизни именно родители затрудняются постоянно использовать картинки и постоянно показывать ребенку - что он делает сейчас, что будет делать потом, что уже сделал, что может сделать, что не может сделать. Иногда, вместо картинок можно просто написать и сделать список действий, которые ребенок должен сделать. Такой вариант, конечно, подходит детям, которые могут читать.
Если родители научатся контролировать собственные действия и изменят собственное поведение - научатся поощрять желаемое поведение, давать ребенку выбор, использовать визуальные подсказки, и игнорировать нежелательное поведение - поведение ребенка обязательно изменится в лучшую сторону, можно даже и не сомневаться!
Дополнительные статьи:
проблемы поведения
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.