Предыдущие статьи по данной теме:
Функциональное восприятие проблематичного поведения
Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?
Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?
Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?
Противопоказания.
Дополнительные статьи на данную тему:
Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?
Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?
Функциональное восприятие проблематичного поведения
Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?
Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?
Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?
Очень часто дети с аутизмом противятся занятиям, и предпочитают заниматься своими делами, интересными лишь для них одних. Иногда дети выражают свое сопротивление пассивно - просто уставятся в одну точку, и не реагируют. А иногда дети выражают свое сопротивление активно - кричат, вырываются, падают на пол, разбрасывают предметы, дерутся, кусаются, выдирают на себе волосы, и тому подобное.
Такое поведение может возникнуть как в результате простейшей просьбы (например, пересесть на другое место, или поднять игрушку, которая упала на пол), так и в процессе занятий и обучения различных навыков.
В АВА мы не можем определить это поведение, как упрямство или лень, а скорее, как низкая мотивация к обучению, и как поведение, функцией которого является избежание или прекращение требований со стороны других людей (негативное усиление). Кроме этого, когда ребенок реагирует пассивно, мы не воспринимаем это как поведение, а как отсутствие поведения, и поэтому не можем применять процедуры, которые уменьшат это "неповедение". В данном случае, нашей целью является обучить ребенка выполнять требования и задания, и следовательно быть активным.
Принципы анализа поведения, которые мы можем применять, могут быть следующие:
1. Дифференциальное усиление – Differential Reinforcement
Еще до того, как мы поймем, в чем именно проблема, и какого уровня сложности ребенок будет готов выполнять задания, нам нужно усилить альтернативное поведение. То есть, своим настоящим поведением ребенок нам показывает, что он не хочет выполнять то, о чем мы его попросили. Теперь нам нужно научить его высказывать это другими методами - с помощью слов, или жеста, или карточки PECS. Очень важно, что бы ребенок умел "сказать": "Я не хочу!", "Нет", "Помоги мне!","Хватит!", и так далее. И именно эти проявления инициативы следует усиливать на начальном этапе. Другими словами, если ребенок протянул карточку PECS, на которой есть символ "Я не хочу!", то мы сразу прекращаем занятие и даем ему возможность встать из-за стола и выйти на перемену.
2. Постепенное увеличение уровня сложности заданий.
Даже если нам кажется, что определенная инструкция не является сложной для ребенка, т.к. раньше он ее выполнял, это не говорит о том, что и сегодня ему легко ее выполнить. Иногда бывают ситуации, когда ребенок вдруг "стопорится" на каком-нибудь материале, и вместо того, что бы выполнять - начинает "отключаться" или активно сопротивляться. В данном случае, лучше снизить требования до минимума, помочь ребенку его выполнить - с помощью подсказки, поощрить, и потом постепенно поднимать уровень сложности.
Например, ребенок мог самостоятельно обводить буквы по пунктиру. Но в последнюю неделю отказывается это делать, и каждый раз, когда видит тетрадку и карандаш - начинает громко кричать, убегать, и пытается сбросить тетрадку на пол. В связи с этим, можно сделать следующие действия:
- 1. Поменять определенные стимулы. Если уж тетрадка вызывает у него такую негативную реакцию, то можно писать на отдельных листах.
- 2. Заранее определить минимальный объем работы, которую ребенок должен выполнить. Например, обвести только одну букву, причем с помощью - вместе с мамой. и только после этого перейти к другому, более мотивационному виду деятельности.
- 3. Постепенно усложнять задание. В следующий раз, когда ребенок садиться делать это упражнение - попросить обвести одну букву, но уже без помощи (т.к. прежде всего нужно убрать подсказку). В следующий раз - две буквы. В следующий раз - три буквы. И так далее.
- 4. Усиливать поведение как отрицательными, так и положительными усилителями. То есть, в данном случае, отрицательный усилитель - это когда после выполненного задания - задание прекращается. А положительный усилитель - это когда ребенок получает приз, или получает доступ к какому-нибудь любимому занятию (например, просмотр мультфильма), сразу после выполнения задания. Другими словами, на начальном этапе нужно давать приз и отпускать ребенка на перемену, и после того, как ребенок научится, и не будет сопротивляться - иногда "забывать" отпускать на перемену, но, по-прежнему, давать приз.
3. Прекращение усиления – Extinction.
В данном случае процесс прекращения - это не прекращения требований или занятий, а НАОБОРОТ. Требования и задания остаются, и пока ребенок не выполнит требования - он не может заниматься ничем другим. Тут от нас требуется хладнокровие и терпение. Если мы заранее сказали ребенку, что сначала он должен решить 5 примеров, а он вместо этого комкает тетрадку и вырывает лист - мы...СПОКОЙНО...берем новый лист бумаги, пишем на нем 5 примеров, показываем ребенку, и говорим, что когда он успокоится - он может решить эти 5 примеров. И..ждем.
Иногда простое ожидание делает всю работу. Конечно, время тянется вечно, и 5 минут иногда воспринимаются как 5 часов. Но ничего не поделаешь, у кого больше выдержка - тот и выиграл. Важно, конечно, не давать ребенку убежать. Но если это все-таки случилось - спокойно сходить за ним, привести его обратно, и повторить задание.
Противопоказания.
При коррекции поведения, усиливаемого прекращением требований, ни в коем случае не следует использовать такую процедуру, как Time-Out. То есть, простыми словами, не ставить ребенка в угол, или отсылать в свою комнату, что бы "он подумал над своим поведением". Это только усилит нежелательное поведение, и, в дальнейшем оно будет происходить еще чаще.
И последнее - чем больше будет поощряться сотрудничество и выполнение даже самых простых и мотивационных требований (например, "Иди, играй в компьютер!", или "Возьми конфетку!"), тем сильнее будет контроль над поведением ребенка, и тем быстрее ребенок научится выполнять те задания, которые необходимы для его обучения и продвижения.
Дополнительные статьи на данную тему:
Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?
Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?
6 коммент.:
Подскажите, пожалуйста, а что делать, если ребёнок всё-таки убежал, а привести его и усадить заниматься нет возможности: можно только "притащить", причём он не будет спокойно сидеть, а будет вырываться, кричать, падать, дёргать закрытую дверь?
Юлия!
В данной ситуации нам ничего не остается делать, кроме как продумать, как мы можем избежать этого в будущем.
Каким способом?
Продумать, ПОЧЕМУ ребенок убегает?
Какие задания мы просим его выполнить, есть ли возможность облегчить эти задания?
Какие мотивационные стимулы мы используем? Есть ли возможность использовать более сильные поощрения за выполнение этого задания?
Может ли ребенок самостоятельно быполнить данное задание? Используем ли мы достаточно подсказок? Поощряем ли мы за альтернативное поведение? Что может помочь ребенку выполнить это задание?
Продумав данную ситуацию, мы можем выбрать более эффективные методы обучения, и таким образом уменьшить нежелательное поведение.
А для меня до сих пор остается сложной ситуация, когда вчера ребенок с огромным удовольствием, к примеру, нанизывал бусы, а сегодня (сутки спустя!!!) при виде бус начинает завывать и сползать со стула на пол. Понятно, что нужно думать и анализировать, но я до сих пор не уверена, как именно следует в такой ситуации ОПЕРАТИВНО поступить: 1. Быстро нанизать три бусины с физической помощью, потом быстро коробку с бусами убрать и дать другое задание? 2. Поднять ребенка с пола, и подождать пока утихнет "буря", потом нанизывать в обычном режиме? Единственное, что мне кажется совсем неправильным - убирать задание со стола... В этом я почти уверена :)
Все зависит от того, насколько данное поведение (отказ от выполнения задания в форме сползания на пол) характеризует ребенка, и на сколько навык вдевания бус является функционально необходимым на данный момент.
Если вы работаете над моторикой, и вам необходимо научить ребенка координировать движения двух рук, то возможно, стоит временно понизить сложность задания (3 бусины) и помочь ребенку закончить его, и таким образом, не дать ему избежать требования.
Если же вы работаете над установлением "Руководящего контроля", то, возможно, вам следует не требовать от ребенка выполнения этого задания, а предложить другое, более мотивационное, и поощрить.
Если же вы работаете над коммуникативными навыками, то перед вами прекрасная возможность научить ребенка говорить "Не хочу!" вместо того, чтобы сползать на пол.
Поэтому, в "оперативной обстановке" принимайте решение на основе ваших целей обучения.
У меня сын 10 лет, Аспергер. Аутичных черт, в сущности, не так много, умный, ни малейших проблем с пониманием людей и эмоций,
нежелательного поведения - то есть чтобы делал что-то нехорошее практически нет -но "упрямый и ленивый" до невозможности с раннего детства и по сей день. Если к нему обратиться с какой-то просьбой есть два варианта, то ли у него есть настроение выполнить просьбу, и он ее выполнит, то ли...откажется и тогда, можно просить, уговаривать, обещать премию, грозить наказанием, ругать...ощущение, что перед тобой непробиваемая стена. Он только говорит: чем больше будете заставлять, тем больше буду отказываться. Единственная надежда, что настроение изменится и через пару часов он сделает, что просили, но так бывает не всегда. По-моему, он отлично понимает ситуацию - у взрослых много других дел и нет сил и времени тратить часы на уговоры, так что от него постепенно отступаются: и воспитатель в садике, и учителя в школе, и папа, и даже я...в
конце концов, если я все время буду тратить на переговоры с ним, когда заниматься хозяйством, мужем и младшей дочкой. И его оставляют в покое - заниматься чем хочет, то есть специнтересами или чтением или с сестрой мультики смотреть, что ему и требовалось. Может ли помочь в таком случае ABA и каким образом его надо проводить ? Спасибо
Кстати, не знаете ли вы практикующих ABA-терапевтов в Израиле.
Здравствуйте!
Во-первых, из той информации, которую вы написали, вы можете обусловить поличение доступа к желаемым предметам выполнением задания. Не нужно никаких уговоров, вы можете спокойно подождать, но доступ к компьютеру, чтению или мультикам будет только после выполнения задания.
Вам нужно научиться контролировать и ограничивать доступ к желаемым предметам или действиям (См. в статье пункт "Прекращение усиления").
Во-вторых, я знаю в Израиле многих АВА терапевтов и поведенческих аналитиков. Если у вас нет языкового барьера, т.е. вы знаете иврит или английский - буду рада связать вас с ними.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.