В прошлой статье мы говорили, что в АВА проблематичное поведение рассматривается с функциональной точки зрения - то есть, как определенное поведение ребенка влияет на окружающую среду, и какие реакции взрослых усиливают это поведение.
Сегодня мы поговорим об инструментах, с помощью которых мы можем определить, какая функция поддерживает определенное поведение.
Иногда все просто и понятно даже с первого взгляда - ребенок устраивает истерику, каждый раз, когда ему отказывают в его просьбе, или, каждый раз, когда у ребенка требуют съесть все, что на тарелке - он начинает плакать, и жаловаться на боль в животе. В таких случаях мы можем не использовать поведенческие методы для определения функции, а основываясь на этих наблюдениях выбрать технику для уменьшения этого поведения.
Но, к сожалению, далеко не всегда можно так легко предположить какое влияние на окружающих оказывает поведение, тeм более когда речь идет о детях с аутизмом. Кроме того, бывают случаи, (и нередко!), что, казалось бы, все понятно, - ребенок хочет избежать требований, или получить то, что он хочет. И окружающие пытаются не усиливать это поведение, а наоборот - "наказывать" - громко отчитывать, или ставить в угол, или лишать просмотра телевизора. Но на самом деле, поведение не только не уменьшается, а становится чаще, и иногда - даже опаснее для самого ребенка, и для его окружающих.
В таких случаях нам могут помочь 2 следующие таблицы:
1. АВС. Это наиболее часто используемая таблица, в которой записывается само поведение ребенка, а также предшествующие стимулы (т.е. что предшествовало поведению), и последствия (т. е. что произошло сразу после реакции ребенка). На основе анализа предшествующиx стимулов и последствий можно выстроить предположение о функции поведения.
Вот так выглядит таблица АВС:
На основе данных в следующей таблице можно предположить, что негативное поведение ребенка усиливается вниманием со стороны окружающих.
2. Скаттер-Плот - Scatter Plot. Этой таблицей желательно пользоваться, если негативное поведение происходит очень часто, и не всегда окружающие достаточно внимательны к предшествующим факторам и последствиям, так как это требует постоянного наблюдения за ребенком. Такого вида таблица может помочь родителям или специалистам, которые работают в системе образования. С помощью закрашивания клеточек в таблице каждый раз, когда происходит нежелательное поведение ребенка можно проследить закономерность и определить в каких именно ситуациях на протяжение для возникает негативное поведение. И уже после этого присмотреться внимательнее к этим ситуациям и попытаться определить, что именно поддерживает это нежелательное поведение.
На основе данных в следующей таблице можно предположить, что проблематичное поведение ребенка в детском саду связанно с трапезами - завтраком и обедом, и скорее всего проблематичное поведение происходит потому, что ребенок пытается избежать этих трапез и сидеть в стороне, вместо того, что бы кушать вместе со всеми.
Эти два метода могут помочь построить довольно точное предположение о функции нежелательного поведения, и нa этой основе выбрать эффективный способ интервенции. Но в особо сложных или опасных случаях, когда нужно определить функцию поведения наиболее точно и быстро, дабы избежать серьезных и опасных для здоровья ребенка последствий - лучше прибегнуть к помощи специалиста, который умеет применять технику экспериментального функционального анализа Experimental Functional Analysis, которая позволяет определить функцию поведения наиболее точным образом (см. Iwata, B. A., Kahng, S., Wallace, M. D., & Lindberg,J. S. (2000). The functional analysis model of behavioral assessment. In J. Austin & J. E. Carr (Eds.), Handbook of applied behavior analysis (pp. 61–90). Reno, NV: Context Press.)
Дополнительные статьи на данную тему:
Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?Дополнительные статьи на данную тему:
Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?
"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?
Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?
Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.