Правила правильного обучения: Развитие речевых и функциональных навыков дома, в школе и в обществе.


Семинар Д-ра Джеймса Партингтона, 
Международная Конференция по Аутизму, Иерусалим, 2012. Часть первая.
Джеймс Партингтон
"Успех вмешательства и реабилитации измеряется количеством действий, которые ребенок может выполнять самостоятельно"

Расстройство аутизм  - это тяжелое расстройство, которое приводит к нарушениям и задержке развития в трех основных областях - речь, социальное взаимодействие и ограниченный круг интересов или действий. Вследствие данных нарушений ребенок с аутизмом отстает в развитии от сверстников, затрудняется в обучении, и его возможности в социуме ограничиваются. Но данные нарушения или ограниченные возможности не должны стать преградой для продвижения - у аутичного ребенка есть такое же право быть счастливым и успешным, как и любого другого нейротипичного ребенка, и в процессе реабилитации важно, чтобы ребенок приобрел как можно больше необходимых и функциональных навыков, которые помогут ему достичь собственного потенциала.

Первой и базисной целью является обучение и приобретение обобщенных навыков, которые позволяют ребенку учиться в процессе происходящих событий на ежедневной основе. Чтобы эффективно обучать, нужно знать чему обучать. У некоторых специалистов - логопедов, дефектологов, АВА терапистов существует стандартный набор упражнений и материалов для обучения, с помощью которых проводится обучение. Например, на начальном этапе ребенок, вне зависимости от возраста и уровня навыков, сортирует карточки по цветам и имитирует хлопки и прыжки. При этом специалист не задумывается, а нужны ли данные навыки для того, чтобы ребенок стал лучше функционировать в натуральной среде? Тренирует ли специалист эти упражнения, потому что эти упражнения включены в "стандартный набор", или он продумал, что с помощью сортировки по цветам ребенок научится дома сортировать футболки в шкафу, а хлопки и прыжки понадобятся ему на групповом занятии по физкультуре? Отсюда, важно чтобы любое упражнение, которое выполнялось на занятии со специалистом - имело возможность функционального применения непосредственно сразу после обучения. Т.е. ребенок научился выполнять инструкцию "Принеси ...", и дома сразу же применяет этот навык.

Инструменты для оценки начальных навыков - ABLLS-R от д-ра Партингтона и VB-MAPP от Д-ра Сандберга позволяют определить и выделить те навыки, которые ребенок уже приобрел и может успешно использовать в повседневной жизни, а также те отсутствующие навыки, над которыми необходимо работать на данный момент. И если на данный момент необходимо научить ребенка сотрудничать или обращаться с просьбой, то обучение сортировки по цветам следует отложить на будущее. Данные инструменты позволяют также отслеживать прогресс ребенка, и после определенного периода (в среднем 3-6 месяцев) увидеть картину его продвижения. Например, ребенок который занимался в индивидуальном формате за трехмесячный период смог приобрести несколько десятков навыков, что позволило ему начать обучаться в инклюзии. После трех месяцев обучения в инклюзии оценка навыков показала, что в этот период ребенок приобрел всего 4-5 новых навыка. Другими словами, когда ребенок начал обучаться в инклюзии, он пользовался уже теми навыками, которые приобрел ранее, но ничему новому практически не научился. Вследствие этого было принято решение совмещать обучение в инклюзии с индивидуальным форматом обучения. Часы нахождения ребенка в группе в инклюзии были немного сокращены, и в оставшееся время ребенок обучался в индивидуальном формате. Данный случай показал, что само по себе нахождение ребенка в инклюзивной среде не гарантирует его личного развития и приобретения новых навыков, и для того, чтобы процесс обучения был правильным и эффективным, требуется оценка прогресса на постоянной основе.

"Родители - самые лучшие педагоги для своего ребенка"

Детям с аутизмом требуется интенсивная работа для приобретения каждого нового навыка. Занятий со специалистом 1-2 раза в неделю совершенно недостаточно, и это не приводит к желаемым результатам. Только родители, которые находятся с рядом с ребеном постоянно, могут использовать любые повседневные ситуации для обучения ребенка, и привести именно к той интенсивности, которая позволит ребенку не только научиться, но и закрепить новые навыки. Что толку, если ребенок позанимался с педагогом в течение часа, и научился различать и наименовать 2 предмета - "жираф" и "зебра"? Во-первых, когда он придет на следующее занятие на следующей неделе, он уже все забудет, и педагогу придется обучать его заново. А во-вторых, где в обиходе он встретит "жирафа" и "зебру"? Даже если у него жираф и зебра в игрушках, нужно ли ему знать как они называются, или более функциональными будут знания о предметах в ванной комнате - полотенце, мыло, зубная щетка и паста?

Родители не должны надеятся на педагога в определении целей для обучения. Педагог не находится с ребенком на постоянной основе, и не замечает те моменты, которые влияют на успешное применение обученных навыков. Именно родители должны активно участвовать в оценке навыков ребенка, интерпретировать результаты тестирования и совместно с педагогом выбирать цели для обучения, и отслеживать прогресс.

Также важно понимать, что обучение ребенка может происходить в любой жизненной ситуации, и не требует специального места или условий для этого. Выделение отдельной комнаты для занятий, со стульчиком и столиком, не только не способствует правильному обучению, но и может существенно подорвать учебный процесс. Обучение должно происходить везде - на кухне, в ванной, в гостинной, в спальне, на детской площадке, в автобусе, на берегу моря, и т.д.

Для того, чтобы родителям было проще организовать занятия и работать над закреплением новых навыков в течение дня, можно продумать и расписать, в какой ситуации можно применять данные знания, и какие речевые навыки отрабатывать:

Цели для обучения в обиходе


Тренинг навыков на повседневной основе и в любых жизненных ситуациях позволяет увеличить мотивацию к обучению, т.к. ребенок учится именно тем навыкам, которые ему нужны в повседневной жизни, он часто получает поощрения, он часто взаимодействует и общается с родителями и находится в процессе постоянного развития.

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.