Современные технологии iPad предоставляют неограниченные возможности не только как метод времяпровождения и досуга, но и инструмент для обучения детей с аутизом. Множество приложений для iPad, таких как игры и видео-проигрыватели, являются для детей с аутизмом, также как и для других, нейротипичных детей, сильным мотивационным стимулом. Мобильность, легкость в использовании, красочная графика и эффекты часто настолько занимают и "затягивают" детей, что приводят чуть ли не к пристрастию и многочасовому использованию. Разумеется, необходимо дозированное предоставление доступа к этому мотиватору, но, если рассматривать iPad не только как мотиватор и поощрение, а как инструмент для обучения, то использование iPad может принести существенную пользу для детей, у которых серьезные нарушения в области коммуникации и речи, узкий круг интересов и низкая мотивация к общению.
В AppStore существует большое количество приложений, предназначенных для обучения навыкам общения, включая и первое приложение на русском языке "Аутизм: Общение". Преимущества использования приложений iPad для коммуникации могут быть следующие:
- 1. iPad = мотивационный стимул. Следовательно, использование iPad как метод коммуникации повышает саму мотивационную ценность общения и обращения с просьбами к окружающим.
- 2. Легкость в использовании - для детей с аутизмом, у которых наблюдаются серьезные моторные нарушения, будет проще научиться "тапать" на иконки на iPad, чем отрывать карточки PECS или формировать различные жесты.
- 3. Альтернатива - для детей, у которых уже появился неудачный опыт в использовании вспомогательных или альтернативных систем коммуникации, введение новой и мотивационной системы коммуникации может стать новой отправной точкой, и помочь начать обучающий процесс с начала.
Процесс обучения использовать iPad как коммуникатор можно положить на основу протокола обучения системы общения с помощью карточек PECS. На начальном этапе, также, как и в PECS от ребенка требуется выучить простую обусловленность: "Тап" на иконку мотивационного предмета - приводит к получению мотивационного предмета. Сначала перед ребенком только один предмет и только одна иконка на экране iPad.
На втором этапе, по аналогии с протоколом PECS, ребенок должен научиться использовать iPad в пространстве, чтобы закрепить коммуникативное действие. В данном случае требуется, чтобы учитель, у которого находится мотивационный предмет, находился на расстоянии от ученика, а ребенок, взяв iPad, подошел к учителю и попросил то, что он хочет.
На следующем этапе обучения, ребенок учится различать и выбирать нужные иконки из нескольких, которые он видит на экране iPad. Также, как и на третьем этапе в PECS, педагог должен использовать процедуру коррекции ошибки, для того, чтобы с помощью последствий и подсказок научить ребенка правильно различать карточки.
Следующий этап в PECS - это составление фразы из нескольких карточек. Приложение "Аутизм: Общение" содержит такую функцию, и позволяет научить ребенка составлять фразы из трех слов, "перетаскивая" иконки на "виртуальную полоску".
Также, в процессе обучения навыкам коммуникации с помощью iPad, аутичный ребенок может научиться дополнительным функциональным навыкам, например, отвечать "Да" или "Нет", просить помощь, перемену, составлять расширенные предложения и комментировать различные события. Есть очень большая вероятность того, что в самом ближайшем будущем, с помощью технологии iPad можно будет обучать и более абстрактным речевым понятиям, например, с помощью анимированных картинок обучать глаголам, местоимениям или работать над понимание перспективы (Theory of Mind).
Однако, как и при использовании любого другого дидактического материала, процесс обучения коммуникативным навыкам должен быть выстроен и тщательно структурирован. iPad - это не волшебный инструмент, с помощью которого аутичный ребенок сразу же начнет общаться и использовать его во всех ситуациях. Как и любое другое коммуникативное средство, включая разговорную и письменную речь, карточки PECS или жесты, коммуникатор на iPad требует поэтапного обучения правильному использованию, и это обучение должно включать такие методы, как создание мотивационных ситуаций ("Коммуникативные соблазны"), использование подсказок и натуральных поощрений. Также важно не торопиться, и не ограничивать ребенка в других средствах общения.
Если ребенок до настоящего момента общался с помощью карточек PECS, и теперь у него появился iPad - это не говорит о том, что PECS нужно срочно упразднить, и требовать только iPad-ных коммуникативных реакций. Следует учесть, что коммуникативное действие (подача карточки партнеру) является более конкретным в PECS, чем в iPad, и использование iPad в пространстве требует от ребенка дополнительных усилий.
Также следует помнить, что iPad, как и PECS, является селективной системой коммуникации, и в исследовательской литературе в области Анализа Вербального Поведения (The Analysis of Verbal Behavior) рекомендуется отдавать предпочтение топографическому типу (системе жестов или вокальной речи), а не селективному типу коммуникации. Отсюда, важно и необходимо использовать систему коммуникации на iPad в сочетании с другими альтернативными системами, и параллельно работать с ребенком над пониманием речи, навыками социального взаимодействия и игры, самостоятельности, моторики, и другими навыками во всех областях развития.
И все же использование iPad как коммуникатора, может стать неотъемлeмой частью общения для ребенка с аутизмом, и послужить отправной точкой для развития навыков спонтанной речи.
2 коммент.:
Приложение супер. Только не поняла как можно приобрести это приложение и сколько это стоит?
Невозможно приобрести приложение из канадского appsstore. Очень бы хотелось.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.