ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Правила правильного обучения: Развитие речевых и функциональных навыков дома, в школе и в обществе.


Семинар Д-ра Джеймса Партингтона, 
Международная Конференция по Аутизму, Иерусалим, 2012. Часть вторая.
Д-р Джеймс Партингтон и Юлия Эрц
"Учите ребенка видеть то, что происходит вокруг него"
Обучать ребенка фразовой речи - это чрезвычайно важно! Также важно работать с ребенком над развитием спонтанной речи, чтобы он сам обращался к окружающим и делился собственными впечатлениями. Часто, для данных целей используются различного рода сюжетные картинки, последовательности действий или карточки для различения эмоций. И также часто обучение с помощью этих материалов не приводит к желаемому результату - ребенок "зазубривает" шаблонные фразы, и затрудняется использовать фразовую речь в обиходе.

Д-р. Партингтон рекомендует вместо обучения за столом с сюжетными картинками - выйти на детскую площадку, и учить ребенка в натуральной среде. На детской площадке ребенок может научиться наблюдать за действиями сверстников, имитировать эти действия, описывать то, что он делает на данный момент и то, что делают другие дети или взрослые, и таким образом, во-первых, научиться замечать то, что происходит вокруг него, а во-вторых - учиться именно тем навыкам, которые ему  нужны для общения.

На семинаре д-р Партингтон показал демонстрационный ролик, на котором девочку с высоко-функциональным аутизмом спрашивали о том, что делается на детской площадке, в какие игры там можно играть, что она любит делать там, как туда пройти, и так далее. Девочка не смогла ответить на эти вопросы, и постоянно сбивалась на тему Мак-Дональдса, где она любит обедать. После этого д-р. Партинктон продемонстрировал обучающую ситуацию, в которой педагог вышел с девочкой на детскую площадку, и используя поведенческие методы обучения (четкие инструкции, подсказки и поощрения), учил девочку смотреть на другий детей и наименовать (TACT) их действия. В то время, когда девочка качалась на качели, педагог учил девочку наименовать собственные действия, понятия "вверх" и "вниз", а также комментировать собственные эмоции "Я радуюсь!". После того, как девочка поменяла вид деятельности, и пошла скатываться с горки, педагог последовал за ней, и они вместе еще раз закрепили изучаемые понятия ("вверх", "вниз", "кататься", "радоваться"), а также педагог попытался включить девочку в игру со сверстником, чтобы они вместе скатывались с горки.
Обучение навыкам на детской площадке

После этого обучающего занятия педагог и девочка вернулись в кабинет, и с помощью фотографий, на которых были запечатлены самые яркие моменты на прогулке, девочка еще раз повторила и закрепила материал. На следующем занятии девочка уже смогла ответить на все вопросы относительно того, чем дети занимаются на площадке, во что играют, и как туда дойти. Если девочка затруднялась в каком-либо из вопросов, то с помощью фоокарточек смогла быстро вспомнить правильный ответ.

"AFLS™ - The Assessment of Functional Living Skill  - Оценка жизненно-функциональных навыков"
AFLS

В дополнение к "Оценке ранних навыков речи и обучения" - ABLLS-R, д-р. Партингтон и его коллеги разработали дополнительный инструмент для тестирования - AFLS- Оценка жизненно-функциональных навыков. Данный инструмент предназначен для родителей и специалистов, которые смогут определить уровень развития навыков самостоятельности и самопомощи у детей с аутизмом и другими расстройствами развития. В AFLS входят на данный момент три компонента:

  • Оценка жизненно необходимых навыков, таких как само-контроль, базисная коммуникация, самостоятельное одевание, использование туалета, чистоплотность, навыки, необходимые для самосохранения, безопасности и оказания первой помощи, а также все что связанно с проблемами с ночным сном - засыпание в своей кровати, непрерывный сон, ночной энурез, и т.д.
  • Навыки выполнения домашних обязанностей, такие как приготовление еды, мытье посуды, стирка, подготовка к школе, использование электроприборов, а также навыки досуга. 
  • Навыки поведения в обществе, такие как самостоятельное передвижение по улице, выполнение покупок, использование денег, использование телефона, адекватное поведение во время трапез в общественных местах, понимание социальных правил и манер, а также умение обратиться за помощью к нужным людям.

Данный вид тестирования позволяет определить, насколько человек с особенностями развития самостоятелен на данный момент, а также выделить цели для его обучения. Даже если аутичный ребенок или подросток на данный момент не имеет подобных навыков, с помощью тестирования AFLS можно выстроить постепенный процесс обучения, в котором ребенок сможет продвигаться маленькими шагами, и привести его к максимально-самостоятельному функционированию в социуме. 

AFLS может стать хорошим подспорьем для родителей детей с аутизмом или для детей с инвалидностью, т.к. предоставляет конкретные поведенческие инструменты для обучения нужным навыкам, с помощью которых родители смогут собственными усилиями привести ребенка к самостоятельности и приобрести уверенность в завтрашнем дне.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.