Принцип Примака.


принцип Примака
Принцип Примака заключается в следующем: если существует более высокая вероятность возникновения поведения Б по сравнению с поведением А, тогда вероятность возникновения поведения А можно повысить, если сделать поведение Б зависимым от него. (Также известно как «теория относительности усиления», которая основана на работе Дэвида Примака).


Принцип Примака представляет собой прием АВА, который часто также называют «Правилом бабушки». Это название происходит от традиционных высказываний бабушек (известных специалистов в области поведения детей) за столом: «Ты должен съесть все овощи, если хочешь получить шоколадный торт». Ребенок видит аппетитный тортик и прогладывает весь горох, лежащий на его тарелке, чтобы получить доступ к сладкому. У приема, который в данной ситуации использует бабушка, на самом деле существует аналитическое название, «Принцип Примака».

Некоторые профессионалы также называют данный прием «Сначала…Потом», «Если…То» или «Высокая вероятность…Низкая вероятность». Принцип Примака может использовать любой человек, желающий добиться послушания или увеличить вероятность возникновения определенного поведения. Принцип Примака можно использовать в ситуациях, когда вы хотите, чтобы ребенок сделал что-то, но для ребенка данное поведение не является желаемым, например, поедание овощей, уборка в комнате, питье молока, надевание верхней одежды прежде, чем выйти на улицу и т.п. Проще говоря, Принцип Примака облегчает выполнение нежелательных или неприятных действий в том смысле, что сразу после них наступает какая-либо приятная деятельность.

Во время использования Принципа Примака в первую очередь указывают на то, каким будет усиление. То есть, если поведением Б является поедание шоколадного торта, а поведением А – поедание гороха, тогда следует сказать: «Если ты хочешь кусочек торта, ты должен доесть свой горох». Обратите внимание на слово «если». Преимущество Принципа Примака состоит в том, что получение доступа к поощрению зависит от выполнения задания. То есть, если ребенок все равно отказывается доедать горох, он просто не получит торт. Ребенку дается возможность заработать или потерять усиливающее последствие.

Специалистам в области поведенческой терапии часто задают вопрос: «Какое имеет значение, что именно я скажу в начале?». Причина, по которой «высоковероятное» поведение необходимо упоминать в первую очередь, заключается в том, что это поможет ребенку сосредоточиться на том, что он получит, а не на том, что он потеряет, отдаст или вынужден будет сделать. Старайтесь фокусировать внимание ребенка на поощрении. Когда вы сначала говорите о том, что ребенок должен сделать, дети слышат только требование. Упоминая награду или поощряющий вид деятельности первым, вам будет легче добиться от ребенка послушания. Тем не менее, безусловно, некоторые дети справляются с поставленной задачей и в ситуациях, когда требование указывается первым.

У многих родителей и специалистов входит в привычку следующая стратегия: они предъявляют ребенку требование, ребенок ему сопротивляется, а затем родитель или специалист напоминают ребенку о том, что он может получить. ИЛИ же родитель или специалист напоминают ребенку, что он может потерять. Это очень распространенная ошибка. Такой разговор очень часто перерастает в спор или ссору, и выглядит это приблизительно так:

Родитель: «Шон, пойди и сделай уборку в своей комнате».
Шон: «Нет / Я не хочу / Потом сделаю».
Родитель: «Если ты немедленно не уберешь в своей комнате, тогда сегодня вечером никаких видеоигр!».

На чем в такой ситуации сосредотачивается внимание ребенка? Он фокусируется на нежелательной деятельности (уборка комнаты) и на том, какую привилегию он утратит (видеоигры). После подобных бесед ребенок, как правило, становится все более и более непослушным и, возможно, даже агрессивным, а его родители тем временем все сильнее огорчаются и расстраиваются.

Вот еще один пример того, как поощрение упоминается в разговоре лишь после того, как ребенок проявил непослушание:

Специалист: «Тионна, пришло время уборки».
Тионна: (нет реакции)
Специалист: «Тионна, иди сюда и убери игрушки, я помогу тебе”.
Тионна: «Нет!» (отходит в сторону)
Специалист: «Если ты подойдешь сюда и уберешь, мы сможем выйти на улицу и покачаться на качелях».

На чем концентрируется ребенок в этой ситуации? Он сосредотачивает внимание на поощрении в форме доступа к качелям, и это хорошо. Проблема заключается в том, что ребенок уже проявил непослушание и отказался от уборки, таким образом, он уже получил доступ к усилению (избежал выполнения задачи). Поощрение в форме качели теперь вступило в конкуренцию с избавлением от выполнения поставленной задачи. С точки зрения ребенка, возвращение назад к специалисту и уборка игрушек ради катания на качелях просто того не стоит.

Для того чтобы при предъявлении требования заранее не обрекать себя на неудачу, необходимо разобраться в сущности Принципа Примака. Всегда важно помнить о том, что когда вы произносите слово «если» или «сначала» во время предъявления какого-либо требования, нужно остановиться и ответить на вопрос: «Удалось ли мне четко определить поощрение, которое станет доступным?»

Если ответ «Нет», тогда для чего ребенок будет работать? Что он получит в результате за свое послушание?

Не стоит акцентировать внимание ребенка на том, что он потеряет. Никому не нравится совершать какие-либо действия только для того, чтобы избежать неприятных событий. Всем людям нравится совершать поступки для того, чтобы получить доступ к чему-либо позитивному. Не создавайте ситуаций, в которых ребенок с большой вероятностью откажется выполнять ваше требование. Каждое требование, которое вы произносите, может быть выполнено или проигнорировано. Если взрослые будут внимательнее относиться к тому, каким образом они предъявляют детям требования, они помогут им оставаться успешными и получать доступ к поощрению намного чаще.

Ниже приводится несколько примеров корректного использования Принципа Примака (помните о том, что если ребенок часто проявляет непослушание, то лучше упоминать о поощрении, которое он сможет получить, в самом начале):

«Мы можем почитать истории, если ты сначала искупаешься».
«Если ты решишь 5 примеров по математике самостоятельно, тогда сможешь пойти на 10-минутную перемену».
«Сначала ты немного поспишь, а затем мы пойдем в парк».
«Сегодня вечером ты сможешь посмотреть два DVD, если съешь весь свой обед в школе».
«Хочешь покататься на качелях или попрыгать на батуте после того, как уберешь в своей комнате?».
«Кто хочет мороженого?» (ребенок поднимает руку). «Хорошо, тогда поспеши и вымой посуду, чтобы мы могли поесть мороженого!».


Источник: http://www.iloveaba.com/2013/01/the-premack-priniciple.html

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.