В чем разница между функциональной оценкой поведения (FBA) и функциональным анализом?



функциональная оценка поведения
В последнее время в профессиональных сообществах часто ведутся дискуссии на тему организации для аутичных детей в домашней и школьной среде комнат для уединения и таймаута. В рамках обсуждения эффективности и целесообразности организации подобных помещений многие специалисты и родители упоминают о важности проведения функциональной оценки поведения (FBA) в сочетании с разработкой соответствующего поведенческого плана. Другие же говорят о той значительной роли, которую играет функциональный анализ поведения.


Так в чем же заключается принципиальная разница между функциональной оценкой поведения (FBA или functional behavior assessment) и функциональным анализом (Functional Analysis)? Кроме того, мы попробуем разобраться в том, кто может проводить функциональный анализ и почему важно, чтобы этим занимался человек с хорошей квалификацией.
В наших предыдущих публикациях мы много писали о функциональной оценке поведения и об этапах ее проведения.
В качестве краткого резюме, напомним об основных понятиях в данной категории.

Функциональная оценка поведения представляет собой многоэтапный процесс, который может включать все или некоторые из нижеперечисленных шагов:

просмотр записей и данных
интервьюирование родителей ребенка и специалистов, которые ведут с ним непосредственную работу
интервьюирование самого ребенка, если это уместно
заполнение оценочных шкал, таких как Шкала оценки мотивации (Motivation Assessment Scale) или Опросник функции поведения (Question About Behavior Function)
прямое наблюдение за учащимся в момент занятия им проблематичной/целевой деятельностью или нахождения в проблематичной/целевой окружающей среде
функциональный анализ

Качественная функциональная оценка поведения должна включать график, обобщающий проведенные наблюдения, и/или функциональный анализ.

В результате функциональной оценки поведения должны быть сформулированы утверждения, которые говорят нам о том, ПОЧЕМУ ребенок проявляет определенное поведение.

Кроме того, согласно, например, закону о специальном образовании в США, функциональная оценка поведения должна быть проведена в следующих обстоятельствах:

Если в ходе встречи по ИПО команда терапистов определяет, что ребенок проявляет поведение, которое препятствует его обучению (или обучению других детей)
Если ребенка необходимо поместить в более ограничивающую среду в связи с проблемами в его поведении
Если поведение ребенка привело к срочному помещению его в другую окружающую среду
В рамках первоначальной или полной оценки в случае необходимости

Что такое функциональный анализ?

Функциональный анализ поведения представляет собой один из этапов или возможный компонент функциональной оценки поведения. Функциональный анализ является манипулированием факторами в окружающей среде с целью ДОКАЗАТЬ то, по какой причине поведение возникает. К примеру, если данные, собранные в ходе оценки, предполагают, что ребенок, вероятно, своим поведением пытается добиться получения внимания, тогда реализуется функциональный анализ, в ходе которого в одних обстоятельствах ребенку дают игрушку немедленно после проявления проблематичного поведения, а в других обстоятельствах непосредственно после демонстрации проблематичного поведения ребенку предоставляют внимание. Затем поведенческий аналитик считает и отмечает на графике количество эпизодов, когда ребенок проявляет проблематичное поведение в каждом из этих обстоятельств. Если ребенок на самом деле пытается добиться внимания, уровень проблематичного поведения будет выше, когда ребенок получает внимание в результате своего поведения, по сравнению с уровнем проблематичного поведения, возникающего, когда ребенок после этого поведения получает игрушку.

Мы постарались упростить определение и описание анализа для того, чтобы продемонстрировать читателям разницу между функциональной оценкой поведения (FBA) или функциональным анализом. Функциональный анализ может быть проведен во множестве условий, и его реализация может оказаться достаточно сложной задачей в зависимости от поведения ребенка и другой релевантной информации.

Согласно определению, результатом функционального анализа является увеличение проблематичного поведения в некоторых или во всех обстоятельствах. По этой причине исключительно соответствующим образом подготовленные люди могут заниматься разработкой и реализацией подобных обстоятельств. Кроме того, на результаты функционального анализа могут повлиять сами специалисты, его осуществляющие, язык, на котором даются инструкции или ведется обучение, и другие переменные. Таким образом, функциональный анализ должен проводиться в таких условиях, которые являются максимально близкими к натуральным (включая людей, материалы и место проведения анализа).

И, наконец, в результате функционального анализа ВСЕГДА должен составляться график, отображающий результаты проведенного анализа.
Надеемся, что данная публикация помогла читателям разобраться, в чем заключается разница между этими двумя процедурами.



Источник: https://appliedbehavioralstrategies.wordpress.com/2012/02/06/whats-the-difference-between-an-fba-and-a-functional-analysis/

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.