После того, как у ребенка сформируется понятие "одинаковое" (координационный фрейм) на базовом уровне, ребенок должен научиться оперировать понятием "другое". Различительный фрейм (фрейм различения) формируется в тот момент, когда ребенок, научившись распознавать схожие свойства, может вычленить и непохожие свойства. Например, выбрать красный кубик из набора зеленых кубиков, или ответить на вопрос: "Чем мячик отличается от кубика и коробки?" - "Мячик круглый, а кубик и коробка - квадратные".
В конвенциональных АВА-программах многое построено на сопоставлении - ребенок быстро научается сопоставлять картинки и объекты, после инструкции: "Найди такой же!" или "Положи, куда подходит". Но, очень редко можно встретить протокол, в котором ребенка обучают понятию "Другое". Например, когда перед ребенком кладут две карточки - дом и машинку, показывают машинку, и дают инструкцию: "Дай другое". Ребенок должен дать карточку с изображением дома. Если провести такой эксперимент с детьми, которые занимаются по АВА-программам на данный момент, большая часть даст карточку именно машинки, т.к. ребенок научен находить "Такое же", и не слушает инструкцию. Есть над чем поработать! :-)
Как и координационный фрейм, различительный фрейм формируется постепенно. На базовом уровне прорабатываются все свойства и характеристики физических объектов. Ребенок учится находить "другой" предмет - по виду, по цвету, по форме, по размеру, по функции, или по категории. Протокол обучения включает отработку на множестве образцов стимула и периодические проверки производного реагирования на новых объектах или картинках. Разумеется, что ребенок должен научиться не только указывать на предмет, но и обосновывать, почему он выбирает этот предмет. Для работы над данной целью нужно удостовериться в том, что у ребенка действительно есть достаточный уровень речевых навыков. Также, данный фрейм формируется не только на объектах, но и на действиях - педагог строит башню, и ребенок должен построить башню "по-другому"; "педагог рисует дом, и ребенок должен нарисовать дом "по-другому".
Следующий уровень сложности для формирования различительного фрейма - это оперирование речевыми понятиями в отсутствие физических объектов. Например, если педагог дает такое задание: "Я скажу слово, а ты скажи другое слово. Слово "Мама" - ребенок должен сказать любое другое слово, но не повторять "Мама". Если педагог задает вопрос: "Чем отличается собака и птица?", то ребенок, например, может сказать: "У собаки есть лапы, а у птицы - крылья", но не давать такой ответ, как: "Животные", т.к. данный ответ указывает на общее, а не на отличия.
На следующем уровне ребенок учится оперировать абстрактными понятиями, с которыми он не сталкивался ранее, и привязывать их к уже существующим в его репертуаре. Например, если ребенку говорят, что "УФР - это не машина", и спрашивают: "Чем отличается УФР от грузовика?", то от ребенка потребуется быстро вычислить, чем ПОХОЖИ машина и грузовик, и дать ответ о том, что УФР от них отличает. Например, "У УФРа нет колес". При этом, ребенку никто и никогда не пояснял, как именно выглядит "УФР", и что в нем есть, а чего нет. Ребенок, в данном случае, оперирует понятием непохожести.
И на самом высоком уровне, ребенок может соотнести какой-то абстрактный символ (например, ꜩ) с чертой своего характера, и самостоятельно подобрать другой символ (например, ꝟ) для другой черты своего характера, и описать, как в прошлом его характер отличался от настоящего, и что в нем было схожего.
Для того, чтобы мы могли прийти к такому уровню абстрагирования, нам необходимо тщательно проработать данный фрейм на самом начальном уровне - ребенок должен научиться различать объекты, свойства, количества, вкусы, запахи, напечатанные слова, звуки, функции, категории, описания, предпочтения и эмоции. Работы очень много, и здесь важно не торопиться, а на каждом уровне проверять реакции ребенка с новыми стимулами или понятиями, тренировать беглость - перед переходом к следующему уровню сложности.
Продолжение следует...
В конвенциональных АВА-программах многое построено на сопоставлении - ребенок быстро научается сопоставлять картинки и объекты, после инструкции: "Найди такой же!" или "Положи, куда подходит". Но, очень редко можно встретить протокол, в котором ребенка обучают понятию "Другое". Например, когда перед ребенком кладут две карточки - дом и машинку, показывают машинку, и дают инструкцию: "Дай другое". Ребенок должен дать карточку с изображением дома. Если провести такой эксперимент с детьми, которые занимаются по АВА-программам на данный момент, большая часть даст карточку именно машинки, т.к. ребенок научен находить "Такое же", и не слушает инструкцию. Есть над чем поработать! :-)
Как и координационный фрейм, различительный фрейм формируется постепенно. На базовом уровне прорабатываются все свойства и характеристики физических объектов. Ребенок учится находить "другой" предмет - по виду, по цвету, по форме, по размеру, по функции, или по категории. Протокол обучения включает отработку на множестве образцов стимула и периодические проверки производного реагирования на новых объектах или картинках. Разумеется, что ребенок должен научиться не только указывать на предмет, но и обосновывать, почему он выбирает этот предмет. Для работы над данной целью нужно удостовериться в том, что у ребенка действительно есть достаточный уровень речевых навыков. Также, данный фрейм формируется не только на объектах, но и на действиях - педагог строит башню, и ребенок должен построить башню "по-другому"; "педагог рисует дом, и ребенок должен нарисовать дом "по-другому".
Следующий уровень сложности для формирования различительного фрейма - это оперирование речевыми понятиями в отсутствие физических объектов. Например, если педагог дает такое задание: "Я скажу слово, а ты скажи другое слово. Слово "Мама" - ребенок должен сказать любое другое слово, но не повторять "Мама". Если педагог задает вопрос: "Чем отличается собака и птица?", то ребенок, например, может сказать: "У собаки есть лапы, а у птицы - крылья", но не давать такой ответ, как: "Животные", т.к. данный ответ указывает на общее, а не на отличия.
На следующем уровне ребенок учится оперировать абстрактными понятиями, с которыми он не сталкивался ранее, и привязывать их к уже существующим в его репертуаре. Например, если ребенку говорят, что "УФР - это не машина", и спрашивают: "Чем отличается УФР от грузовика?", то от ребенка потребуется быстро вычислить, чем ПОХОЖИ машина и грузовик, и дать ответ о том, что УФР от них отличает. Например, "У УФРа нет колес". При этом, ребенку никто и никогда не пояснял, как именно выглядит "УФР", и что в нем есть, а чего нет. Ребенок, в данном случае, оперирует понятием непохожести.
И на самом высоком уровне, ребенок может соотнести какой-то абстрактный символ (например, ꜩ) с чертой своего характера, и самостоятельно подобрать другой символ (например, ꝟ) для другой черты своего характера, и описать, как в прошлом его характер отличался от настоящего, и что в нем было схожего.
Для того, чтобы мы могли прийти к такому уровню абстрагирования, нам необходимо тщательно проработать данный фрейм на самом начальном уровне - ребенок должен научиться различать объекты, свойства, количества, вкусы, запахи, напечатанные слова, звуки, функции, категории, описания, предпочтения и эмоции. Работы очень много, и здесь важно не торопиться, а на каждом уровне проверять реакции ребенка с новыми стимулами или понятиями, тренировать беглость - перед переходом к следующему уровню сложности.
Продолжение следует...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.