Как научить ребенка сотрудничать? Шаг первый

Ребенок с аутизмом - это загадка. Не зря символом аутизма во всем мире является изображение паззла. И все мы - учителя и родители, пытаемся этот паззл собрать по кусочкам и выстроить прекрасную картинку. Но, иногда, наш "паззл" не хочет "собираться". Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает.
Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить... Он хочет делать только то, что ему интересно, и криками добивается чтобы от него отстали и оставили в покое. Поэтому, для того, чтобы сложить кусочки паззла в единое целое, нам необходим прочный клей - контроль над поведением ребенка или "Руководящий контроль" (Instructional Control).

Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу "Руководящего контроля":
·         Как сделать так, чтобы ребенок не выбегал на дорогу?
·         Как сделать так, чтобы ребенок сидел во время занятий?
·         Как сделать так, чтобы ребенок отвечал на обращенные к нему вопросы?
·         Как сделать так, чтобы ребенок писял в унитаз, а не в штаны?
·         И так далее, и так далее - тысячи вещей, которые дети с аутизмом предпочитают делать по-своему.
Все эти проблемы являются симптомами отсутствия "Руководящего контроля". И если с помощью поведенческих методов или других видов лечения убрать один из симптомов, то на его месте туже окажется какое-то новое проблематичное поведение.

Поэтому, достижение "Руководящего контроля" является самой важной частью обучения аутичного ребенка.  Без него мы бессильны, и не можем ничем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.

Роберт Шрамм (Robert Schramm, МА, ВСВА), один из ведущих специалистов в поведенческом анализе, предлагает пошаговый метод приобретения "Руководящего контроля", который могут использовать как родители, так и начинающие тераписты и специалисты, для установления взаимодействия с аутичными детьми. Применение всех этапов этого метода приводит к тому, что в дальнейшем уже не будет необходимости постоянно контролировать поведение ребенка. Ребенок будет самостоятельно выбирать сотрудничество, взаимодействие и социальную интеракцию - без особых усилий с вашей стороны.

Но, как и другие поведенческие методы - это не волшебная палочка, это - процесс обучения, труд, который требует концентрации, усилий и применения всех без исключения инструментов и этапов.

Итак, первый шаг для достижения "Руководящего контроля" состоит в следующем - Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ.

Все, что ваш ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем - поощрением его позитивного поведения. Контролирование этих предметов является необходимой частью для достижения "Руководящего контроля". Это не говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет и выполняет простые требования.

Для начала, необходимо решить какие предметы ребенок может иметь в свободном доступе, и что он должен сделать, для того, чтобы вы решили предоставить ему этот доступ. Начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет их достать. Прозрачные контейнеры могут подойти для маленьких детей. Запертая на ключ комната или шкаф могут подойти для старших детей.

Ограничение усилителей является наиболее важным компонентом обучения. Но не стоит применять силу и силой отдирать ребенка от любимой машинки. Как только ребенок наигрался игрушкой и отложил ее в сторону, сразу же поднимите ее и спрячьте. Если ребенок занялся каким-то предметом, держит его, смотрит на него, вертит в руках - запомните его, и когда он закончит им заниматься - тоже спрячьте. Этот предмет в дальнейшем может послужить как поощрение. Если ребенок любит какие-нибудь постоянные действия - качаться на качелях, смотреть в окно, прыгать на батуте - то начните контролировать и их - прикройте окно шторами, переверните батут или прислоните к стене и заверните качели наверх так, чтобы ребенок не мог самостоятельно их развернуть.

Внимательное отслеживание тех мотивационных факторов, которые движут ребенком - это очень полезное упражнение для нас, родителей и учителей. Таким образом, мы можем увидеть множество возможностей не только привести ребенка к сотрудничеству, но и использовать данные ситуации для проявления инициативы, усиления социальной интеракции и поощрения хорошего поведения. Начиная с ограничения доступа к мотивационным стимулов, и в дальнейшем, используя эти стимулы в нужное время и нужным способом, мы можем развить желание ребенка к сотрудничеству, и таким образом, обучать его более эффективно.
Дополнительные статьи на данную тему:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг второй.
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг третий.
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 4
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 5
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 6.
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 7

1 коммент.:

Как хорошо, что Вы затронули этот аспект работы с аутичным ребёнком. Самые замечательные достижения в развитии ребёнка не будут эффективны из-за негибкости поведения. Не говоря уже о качестве жизни семьи, где поведение ребёнка не контролируется. Мне кажется, обучение ребёнка навыкам сотрудничества через Руководящий контроль очень-очень важно. Хотелось бы продолжения.

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.