Метод обучения отдельными блоками (пробами) - Discrete Trial Teaching, является одним из самых популярных, известных методов обучения в программе АВА.
Очень часто данный метод воспринимается как единственный в АВА-методе, и с его помощью обучаются все необходимые навыки. Но, иногда чрезмерное использование данного метода, а также отсутствие гибкости и разнообразия могут привести к тому, что ребенок научится реагировать только на одну, конкретную инструкцию, или только в присутствие знакомых ему стимулов и материалов.
Очень часто данный метод воспринимается как единственный в АВА-методе, и с его помощью обучаются все необходимые навыки. Но, иногда чрезмерное использование данного метода, а также отсутствие гибкости и разнообразия могут привести к тому, что ребенок научится реагировать только на одну, конкретную инструкцию, или только в присутствие знакомых ему стимулов и материалов.
Например, при обучении различать предметы, часто дается инструкция "Дай мне ...". Если постоянно использовать только эту инструкцию, то ребенок научится реагировать на нее, но не сможет указать и различить предмет, если вдруг услышит инструкцию: "Покажи мне ...". Другими словами, реакцию выбора предмета будет контролировать только одна инструкция.
Другой пример - обучение различать цвета. Чаще всего для обучения используются разноцветные карточки. Обычно, процесс обучения различать цвета долгий, и проходит много времени, пока ребенок научится отличать один цвет от другого на карточках. Но, часто происходит так, что ребенок, выучив в течение нескольких месяцев различать где красный, где зеленый, не может отличить красное яблоко от зеленого. В данной ситуации, реакции выбора цвета контролируются карточками, и когда данный стимул видоизменяется - реакции исчезают.
Что важно сделать, чтобы не приходить к такому положению вещей?
Прежде всего не зацикливаться. Многие родители и тераписты, удивляясь, как аутичный ребенок может обсессивно выкладывать предметы в ряд, или повторять фразы из мультиков, точно также зацикливаются на произнесении одних и тех же фраз при обращении к ребенку, и в использовании одних и тех же материалов для обучения.
Заранее продуманное использовании техники для обобщения, которая называется "Свободное обучение", позволяет сделать процесс обучения более натуральным, приближенным к обычной человеческой речи, и позволяет обобщать обученные навыки еще на ранней стадии обучения. "Свободное обучение" - это использование при обучении минимального контроля стимулов, который позволяет вызвать целевое поведение. В данной стратегии подчеркиваются наиболее релевантные характеристики стимула для переноса в другое окружение или для появления других форм реакции.
Другими словами, во время обучения важно понять, какая характеристика стимула является наиболее релевантной - форма, цвет, наименование, определенное понятие, и выделять именно эту характеристику, и варьировать менее значимые характеристики.
Например, если мы обучаем отдельными блоками различать предмет - "слона". Мы можем дать инструкции: "Дай слона", "Где слон?", "Покажи слона", "Слон", "Покажи, где слон", при этом выделяя интонацией именно слово "слон". Или, мы можем обучать различие цветов на разноцветных кубиках, а завтра - на разноцветных мячиках, а послезавтра - на разноцветных карточках.
Конечно, куда как удобнее заранее подготовить все материалы и использовать их на занятии в течение ближайших нескольких недель. Но при обучении НАШЕ удобство - это не главное. Для того, чтобы обучить ребенка с аутизмом обобщать обученные навыки и применять их в различных ситуациях в обиходе, мы должны постоянно помнить о необходимости обобщения, и постоянно и креактивно использовать возможности, которые появляются в натуральной среде.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.