В повседневной жизни далеко не все наши реакции усиливаются с завидным постоянством. Далеко не всегда мы получаем поощрение, когда обращаемся со словесной просьбой к партнеру, или деньги после выполнения своей работы.
Жизнь, а точнее - натуральная среда, полна сюрпризов, несоответствий и изменений.
Аутичный ребенок, так же, как и любой другой, быстро привыкает к "хорошей жизни" - частому получению поощрений (призов, сладостей, похвалы). Более того, в процессе обучения в программе АВА может развиться зависимость от поощрений, и ребенок не будет выполнять заданий или реагировать на инструкции, если не будет получать поощрение. Но программа АВА для того и предназначена, чтобы обучить ребенка необходимым навыкам и подготовить к жизни в натуральной среде. Следует помнить, что использование поощрений - похвалы, призов, жетонов и "подкреплений" с завидной частотой - это всего лишь вспомогательный инструмент, и со временем от него нужно избавиться.
Прежде всего, необходимо как можно быстрее перейти к "Переменному режиму поощрений" - Intermittent Reinforcement. Как это ни странно, но реакция будет намного устойчивей, если будет усиливаться попеременно, чем постоянно. Другими словами, реакция станет сильнее, если усилитель будет появляться не после каждой реакции, а после нескольких. Иногда усилитель появляется после первой же реакции, иногда после 20-ти, иногда после 5-ти, а иногда - только спустя час, после 118-ти.
"Неразличимые условия" как поощрений, так и наказаний, позволяют не только закрепить и поддерживать необходимые навыки, но и эффективно их обобщать.
Например, при решении примеров - если ребенок будет получать поощрение после решения каждого примера, то ему сложно будет продвигаться далее, особенно при низкой мотивации к этому заданию. Но, если ребенок сегодня получал поощрение после каждого решенного примера, а завтра - после двух, а после завтра - после 5-ти, а через неделю - после 20-ти, то поведение решения примеров будет как следует закреплено, и существует большая вероятность того, что это поведение будет происходить не только на индивидуальных занятиях, но и в классе.
Или, при нежелательном поведении, когда применяется процедура наказания.
Например, каждый раз, когда ребенок выбегает на дорогу, его мама на него кричит и сразу же заводит его домой. Вследствие этого, поведение выбегания на дорогу снизилось в присутствие мамы, но продолжает происходить, когда ребенок с няней, несмотря на то, что няня ведет себя так же, как и мама. То, если мама заранее спрячется, а ребенок, выйдя на прогулку с няней, побежит на дорогу, то применение той же процедуры (мама выйдет из укрытия, накричит и отведет домой), понизит это поведение и с няней, и с другими членами семьи.
Как и любая другая стратегия, переход с постоянного на переменный режим поощрений требует планирования. Нельзя "прыгнуть" с поощрения каждой правильной реакции, на поощрение каждой пятидесятой. Переход на переменный режим поощрений должен быть постепенным, но постоянным (т.е. требования будут повышаться по чуть-чуть, но каждый день). Если этого не произойдет, то реакция, скорее всего, угаснет, и перестанет происходить.
Ребенок с аутизмом, навечно "прикрепленный" к конфетам и крикам "ТЫ МОЛОДЕЦ!!! ПРАВИЛЬНООО!!!" - это продукт нашей неэффективной работы, который не сможет прийти к самостоятельности и к натуральному обучению, как бы мы об этом не мечтали. Поэтому, мечты - мечтами, а работать нужно четко, спланировано и эффективно.
Предыдущие статьи по теме:
Обучение детей с аутизмом - стратегии и техники для обобщения. Часть 4.
Обучение детей с аутизмом - стратегии и техники для обобщения. Часть 3.
Обучение детей с аутизмом - стратегии и техники для обобщения. Часть 2.
Обучение детей с аутизмом - стратегии и техники для обобщения. Часть 1.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.