Очень часто дети с аутизмом затрудняются выполнять такие, казалось бы, простые вещи, над которыми другие люди даже не задумываются.
Например, ребенок с аутизмом может писять в горшок, но не согласен писять в унитаз. Согласен есть с красной тарелки, не ни за что не будет есть с белой. Может самостоятельно надеть футболку, но не может надеть куртку. И так далее.
В данном случае, речь идет о затруднении в "Обобщении стимулов" - Stimulus generalization. Обобщение стимулов - это ситуация, в которой целевое поведение появляется в условиях отличных от первичной обучающей ситуации. Другими словами, когда ребенок одинаково реагирует на похожие стимулы. Стимулы, которые разделяют общие характеристики (карандаши и ручки - позволяют нам писать или проводить линии, разноцветные тарелки - это посуда, вне зависимости от цвета, и т.д.) должны вызывать одинаковые реакции. Но, так как у многих детей с аутизмом есть склонность замечать мелкие детали, но не общий предмет или понятие, у многих из них возникает эта проблема.
В данном случае, подготовка и планирование обобщения требует анализа тех множественных стимулов, которые ребенок затрудняется обобщить. С помощью анализа можно понять в чем состоит схожесть и различие между стимулами, и на основе этого выстроить обучение.
Например, обучение можно построить на постепенном изменении и увеличении различия между предметами. Eсли ребенок различает цвета только на карточках, то можно начать работать над различием цветов на вырезанных из картона фигурах, после этого - на пластмассовых или деревянных плоских фигурах, потом на кубиках, и после этого - на других предметах.
Другой способ - это изначально начинать обучение с тех стимулов или предметов, которые содержат наибольшее количество характерных черт для схожих стимулов. Например, если ребенок научился надевать шорты, то он может с легкостью перенести этот навык на надевание трусов и длинных штанов. Если ребенок научился проводить линии простым карандашом, то сможет перенести этот навык и на цветные карандаши, и на ручки, и на тонкие фломастеры.
Анализ различий между стимулами и последовательное применение разнообразных стимулов позволяют выбирать наиболее характерные предметы для обучения, и таким образом, делают обучение более функциональным и эффективным.
Например, ребенок с аутизмом может писять в горшок, но не согласен писять в унитаз. Согласен есть с красной тарелки, не ни за что не будет есть с белой. Может самостоятельно надеть футболку, но не может надеть куртку. И так далее.
В данном случае, речь идет о затруднении в "Обобщении стимулов" - Stimulus generalization. Обобщение стимулов - это ситуация, в которой целевое поведение появляется в условиях отличных от первичной обучающей ситуации. Другими словами, когда ребенок одинаково реагирует на похожие стимулы. Стимулы, которые разделяют общие характеристики (карандаши и ручки - позволяют нам писать или проводить линии, разноцветные тарелки - это посуда, вне зависимости от цвета, и т.д.) должны вызывать одинаковые реакции. Но, так как у многих детей с аутизмом есть склонность замечать мелкие детали, но не общий предмет или понятие, у многих из них возникает эта проблема.
В данном случае, подготовка и планирование обобщения требует анализа тех множественных стимулов, которые ребенок затрудняется обобщить. С помощью анализа можно понять в чем состоит схожесть и различие между стимулами, и на основе этого выстроить обучение.
Например, обучение можно построить на постепенном изменении и увеличении различия между предметами. Eсли ребенок различает цвета только на карточках, то можно начать работать над различием цветов на вырезанных из картона фигурах, после этого - на пластмассовых или деревянных плоских фигурах, потом на кубиках, и после этого - на других предметах.
Другой способ - это изначально начинать обучение с тех стимулов или предметов, которые содержат наибольшее количество характерных черт для схожих стимулов. Например, если ребенок научился надевать шорты, то он может с легкостью перенести этот навык на надевание трусов и длинных штанов. Если ребенок научился проводить линии простым карандашом, то сможет перенести этот навык и на цветные карандаши, и на ручки, и на тонкие фломастеры.
Анализ различий между стимулами и последовательное применение разнообразных стимулов позволяют выбирать наиболее характерные предметы для обучения, и таким образом, делают обучение более функциональным и эффективным.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.