РЕСS и другие системы вспомогательной и альтернативной коммуникации

Предыдущие статьи о PECS
"Вспомогательный мeтод коммуникации PECS  - все "за" и "против"
PECS - подготовительный этап
РЕСS - первый этап
РЕСS - второй этап
РЕСS - третий этап. Шаг первый.
РЕСS - третий этап. Шаг второй
РЕСS - четвертый этап
РЕСS - дополнительные навыки.
РЕСS - расширение предложений
РЕСS - Пятый этап
РЕСS- шестой этап


Кроме системы коммуникации РЕCS, существуют дополнительные методы, которые позволяют обучить детей с отставанием в развитии речи способам общения. Эти системы коммуникации включают язык жестов, коммуникативные книги или планшеты на которых ребенок указывает на карточки, слова или символы, а также электронные пособия с голосовыми синхронизаторами.


Выбор подходящей системы коммуникации может существенно облегчить обучение ребенка, а также подтолкнуть развитие вокальной речи. Некоторые исследования показывают, что систем коммуникации селективного вида - таких, как выбор символа или карточки из ряда других символов, намного меньше преимуществ, чем топографических системах коммуникации (языке жестов, мимики и телодвижений, движений пальцев рук составляющих слова, и разговорной вокальной речи, разумеется).

Селективные системы коммуникации опосредованы дополнительными приспособлениями (книги, ноутбуки, электронные платформы, карточки), которые не всегда доступны, а также могут отяготить своим присутствием (ребенок должен всегда помнить носить с собой прибор или книгу, а также заботиться о том, чтобы она была в сохранности). Кроме этого, для эффективного использования данного вида систем необходимы хорошие навыки визуального восприятия и сканирования, так как селективные методы требуют умения выбрать тот символ или карточку, которая подойдет для выражения желания или инициативы.


Но и в топографических системах коммуникации есть свои недостатки - они требуют хорошей моторики, и координации мышц - для того, чтобы окружающие могли понять эти жесты. Кроме этого, выбор данной системы коммуникации значительно ограничивает круг людей, с которыми можно общаться, т.к. большинство людей не знакомы с языком жестов и не понимают большинство из них. И дополнительное осложнение, которое является существенным препятствием к применению данных систем для обучения детей с аутизмом - это отсутствие специалистов, которые умеют обучать данные навыки.


Поэтому, принятие решения о выборе подходящей системы коммуникации должно основываться на начальных навыках ребенка - в области визуального восприятия, мелкой моторики, разнообразия мотивационных факторов и областей интереса, а также первичных навыков коммуникации - спонтанного взгляда, приближения к окружающим людям, и так далее.

Кроме этого, никто не запрещает совмещать и комбинировать системы коммуникации. Всегда можно начать с одного типа коммуникативной системы (например, с селективного), и в дальнейшем, по мере того, как ребенок приобретает дополнительные навыки,  ввести другой тип (например, топографический).

Самое главное - это не лишать ребенка возможности общаться! В любой программе обучения должны присутствовать задания, которые помогают ребенку научиться общаться более эффективно. А способ общения - это уже по возможностям и способностям...


PECS

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.