ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

6 наиболее распространенных методологических неточностей при применении системы альтернативной коммуникации PECS

      Система альтернативной или вспомогательной коммуникации PECS часто используется в работе с детьми с РАС или другими нарушениями развития. Применение данной системы не только помогает детям научиться общаться, но и также способствует развитию вокальной речи - на определенном этапе использования карточек ребенок может начать произносить слова вслух. Также, применение PECS может помочь окружающим лучше понимать ребенка, способствует развитию многих речевых навыков (понимания речи, ведения диалога, понимания прочитанного), и может применяться в качестве метода коррекции нежелательного поведения, как тренинг функциональной коммуникации или как метод формирования таких навыков, как умение спокойно ждать, умение спокойно отказываться и принимать отказ, следование визуальному расписанию, и т.п.
     Введение системы общения с помощью карточек PECS осуществляется по протоколу, разработанному д-ром Энди Бонди и Лори Фрост. Протокол содержит несколько этапов обучения, и включает подробные инструкции о том, как именно вводить систему и обучать ребенка общаться с помощью карточек. И, несмотря на это, использование карточек PECS может быть очень ограниченным - не в силу способностей ребенка, а потому, что некоторые детали протокола применяются неверно, и это затрудняет овладение ребенком данной системой.

  1. Первой и наиболее распространенной ошибкой при применении протокола PECS является отсутствие второго взрослого при введении новой карточки. Согласно протоколу, для того, чтобы ребенок научился подавать карточку своему собеседнику, в качестве просьбы мотивационного предмета, обязательно должен присутствовать второй педагог, который с помощью физической подсказки научит ребенка это делать. Часто педагоги и родители пренебрегают данной инструкцией, и пытаются научить ребенка, не прибегая к помощь другого человека. На занятии педагог пытается заинтересовать ребенка предметом, и когда ребенок начинает тянуться за предметом, педагог указывает на карточку, или направляет руку ребенка на карточку, или говорит: "Дай карточку!", и помогает ребенку взять карточку, сам себе отдает эту карточку, и предоставляет ребенку желаемый предмет. Такой формат обучения является неэффективным, так как он быстро приводит к развитию зависимости от подсказки. Ребенок ждет подсказки перед тем, как подать карточку, и если подсказку не предоставлять, то самостоятельной реакции не происходит. С другой стороны, если делать так, как написано в протоколе, и воспользоваться помощью другого человека, то ребенок довольно быстро начинает пользоваться карточкой самостоятельно, т.к. второму человеку намного сподручнее предоставлять своевременные подсказки, и быстро их убирать. Отсюда, чтобы не затягивать обучение на первом этапе, быстро сформировать у ребенка самостоятельную реакцию и продвигаться дальше, намного "выгоднее" привлечь второго человека (это может быть родитель ребенка, или другой педагог), чем пытаться справиться самостоятельно, выполняя роли как собеседника, так и помощника ("феи"). 
  2. Второй распространенной ошибкой является пренебрежение вторым этапом. На втором этапе, который в протоколе называется "Расстояние и настойчивость", ребенок учится подавать карточку на расстоянии, находить своего собеседника, определять, кто является собеседником (т.е. человеком, у которого мотивационный предмет), привлекать внимание собеседника и настойчиво к нему обращаться (т.к. собеседник может быть занят), а также использовать карточки в общении с разными людьми, включая сверстников. В лучшем случае, в практике можно встретить отработку навыка "подавать карточку" в пространстве, но довольно редко можно увидеть, что навык "подавать карточку" как следует отработан - в пространстве, с другими взрослыми и сверстниками, и реакция ребенка происходит полностью самостоятельно и по его инициативе. Чаще всего педагоги, сделав несколько попыток потренировать ребенка приносить карточку с расстояния в 2-3- шага, торопятся на 3-й этап, упустив важные детали второго этапа. Данная поспешность часто приводит к тому, что навык пользоваться карточками совершенно не генерализован. Ребенок использует карточки только на занятии с педагогом, только сидя за столом, и только после того, как собрал все жетоны. Что, в сущности, противоречит идее о том, что использование карточек - это система общения. Следовательно, чрезвычайно важно проработать с ребенком каждый пункт протокола, относящегося к этапу "Расстояние и настойчивость", чтобы не превращать PECS в способ выбора поощрения на занятии.
  3. Третьей ошибкой является недоработка навыка "различать карточки". Многие педагоги упускают из виду, что в третьем этапе PECS, когда ребенок учится различать карточки, есть два подэтапа - различение карточек мотивационного и немотивационного предметов и различение карточек мотивационных предметов. И работа на этих подэтапах разная! Чаще можно увидеть, что педагог предлагает ребенку выбирать карточку мотивационного предмета из двух карточек - мотивационного и немотивационного предметов, и предоставляет ему желаемый предмет, и потом сразу же переходит на выбор карточки мотивационного предмета из двух карточек мотиивационных предметов, тоже предоставляя ребенку предмет, который соответствует карточке. Однако, когда педагог предоставляет ребенку мотивационный предмет при выборе из двух мотивационных, он по сути подкрепляет угадывание. Ведь вне зависимости от того, какую карточку подал ребенок, ему дадут желаемый предмет. И эта ошибка педагога очень быстро приводит к тому, что ребенок выбирает любую карточку, какая под руку попадется, и подает любую карточку, вне связи с тем, что именно ему хочется. Важной деталью протокола является "проверка соответствия" - не педагог должен давать ребенку предметы, а ребенок сам должен взять именно тот предмет, который попросил. И если ребенок подает карточку одного предмета, а берет другой, то в данном случае это засчитывается как ошибка, и педагогу нужно вовремя ее скорректировать, чтобы не подкреплять угадывание.
  4. Четвертой ошибкой педагогов является отсутствие продвижения к составлению фраз из нескольких карточек на этапе использования полоски предложения (4-й этап PECS). Пытаясь работать на этом этапе, педагоги размещают карточку "Я хочу" на полоску, и ребенок учится добавлять карточку мотивационного предмета и подавать педагогу всю полоску. Проблема в том, что карточка "Я хочу" остается на полоске навсегда, и ребенок не учится добавлять и эту карточку тоже. По сути, ребенок продолжает пользоваться только одной карточкой, но теперь, вместо того, чтобы подать ее напрямую педагогу, он крепит ее на полоску, и подает вместе с полоской. Такая ситуация будет существенным препятствием для дальнейшего развития навыка, когда ребенок будет использовать систему PECS не только для просьб, но и для комментариев и ответов на вопросы. Согласно протоколу, как только ребенок научается крепить одну карточку на полоску, нужно сразу же продвигаться к формированию навыка крепить две карточки на полоску, чтобы способствовать развитию фразовой речи, использованию в речи прилагательных, глаголов, с помощью которых ребенок сможет импровизировать и составить просьбу о предмете, для которого у него не найдется подходящей карточки.
  5. На четвертом же этапе задачей педагога также является воссоздать условия для проявления спонтанной вокальной реакции ребенка. Для этого нужно научить ребенка показывать пальцем на карточки, в момент, когда ребенок подал полоску. Когда ребенок показывает на карточки, педагог должен проговорить "Я хочу" и название мотивационного предмета, и как только реакции ребенка станут полностью самостоятельными, педагог должен использовать постоянную временную задержку, чтобы способствовать появлению вокальной реакции ребенка. Часто педагоги упускают из виду эту важную деталь протокола, либо применяют временную задержку подсказки неточно, и тем самым не дают возможности для проявления спонтанной вокальной реакции ребенка.
  6. Как показывает практика, именно на четвертом этапе введение системы PECS застревает навсегда, и со временем, карточки PECS теряют свой функционал - они превращаются в способ получить поощрение, но никак не становятся системой коммуникации. Но, даже в случаях, когда педагоги пытаются продвинуться дальше, неточности применения шестого этапа PECS тормозят достижение данной цели. На шестом этапе PECS ребенок учится комментировать - т.е. сообщать об интересующих его событиях своему собеседнику, не получая в обмен материальное поощрение, а получая внимание и одобрение. Также, как типично развивающиеся дети показывают пальцем на бегущего мимо кота, и говорят "Киса", смотря на маму - не с целью получить кота себе, а с целью привлечь внимание мамы, то же самое учится делать и ребенок, пользующийся карточками, на шестом этапе PECS. Но, тут педагоги часто делают ошибку - они тренируют комментирование на неинтересных предметах. Например, показывают ребенку карточку с изображением дома, и ребенок должен выложить фразу из карточек: "Я вижу дом". После выкладывания фразы ребенку дают жетон или пищевое поощрение.  Или показывают ребенку предмет (например, чашку), и ребенок должен выложить на полоску карточку "Я вижу" и карточку с изображением предмета (чашки). Такой формат тренировки быстро превращает упражнение в скучное задание, и опять теряется смысл - вместо спонтанной коммуникации и совместно-разделенного внимания мы видим нудное упражнение на сопоставление.

      Какому выводу мы можем прийти? К тому, что педагогам и родителям, которые хотят научить ребенка коммуникации с помощью PECS, нужно тщательно изучать протокол и не упускать ни единой детали! Самый лучший способ - это пройти обучающий семинар, в котором специалист, специализирующийся на работе по системе PECS, действительно прояснит и уточнит все детали и научит обращать внимание на важные тонкости, без которых невозможно эффективно применять эту систему.
      В 2018 году АВА-центр "Моя Планета" получил статус официального представителя PECS® в России и право проводить обучение по методике PECS, с выдачей международных сертификатов. В 2020 году в филиалах центра будут проводиться следующие семинары:

  • "Пирамидальный подход", Сочи, 4-6 февраля 
  • PECS Уровень 1 , Москва , 4-6 марта 
  • PECS Уровень 2 , Москва , 4-6 июня 
  • PECS Уровень 2 , Сочи , 28-30 сентября  

Зарегистрироваться на семинары можно на сайте центра: https://moaplaneta.com/sistema-pecs-v-moej-planete-obuchenie-pecs/

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.