ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

РЕСS - четвертый этап

Предыдущие статьи о PECS
"Вспомогательный мeтод коммуникации PECS  - все "за" и "против"
PECS - подготовительный этап
РЕСS - первый этап
РЕСS - второй этап
РЕСS - третий этап. Шаг первый.
РЕСS - третий этап. Шаг второй

РЕСS - четвертый этап

Основной целью четвертого этапа является усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подавать эту полоску.


Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий - ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения,  с помощью фразы, состоящей из нескольких слов. Он открывает книгу, находит символ "Я хочу", наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску. К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.

Обучение на данном этапе происходит с помощью метода обучения цепочки поведения "От конца к началу". Вся цепочка поведения разбивается на реакции:
  • 1. Подойти к книге / доске
  • 2. Выбрать символ "Я хочу"
  • 3. Прикрепить символ "Я хочу" на полоску.
  • 4. Выбрать карточку желаемого предмета.
  • 5. Прикрепить карточку желаемого предмета на полоску.
  • 6. Взять полоску.
  • 7. Дать полоску коммуникативному партнеру.
После этого обучение начинается с последней реакции - ребенку помогают выполнить реакции 1-6 (без слов!!! с помощью физического направления), и на седьмой реакции начинается процесс уменьшения подсказки. После того, как ребенок научился самостоятельно выполнять последнюю реакцию, процесс уменьшения подсказки переходит на шестую реакцию. То есть, реакции 1-5 выполняются с подсказкой, на шестой реакции - уменьшается подсказка, и седьмую ребенок выполняет самостоятельно. И так далее - постепенно уменьшается подсказка для 5-той реакции, 6 и 7 – самостоятельно; постепенно уменьшается подсказка для 4-той реакции, 5, 6 и 7 – самостоятельно; постепенно уменьшается подсказка для 3-ей реакции, 4, 5, 6 и 7 - самостоятельно - пока ребенок не научится выполнять самостоятельно всю цепочку поведения.

Иногда, для того чтобы облегчить процесс обучения, символ "Я хочу" заранее прикрепляется на полоску, и ребенок учится только выбирать карточку желаемого предмета, и подавать полоску. А после того, как ребенок научился это делать - символ "Я хочу" убирается с полоски, и вкладывается в книгу. И уже тогда ребенок учится находить символ, наклеивать на полоску, находить  карточку предмета - наклеивать на полоску и подавать полоску коммуникативному партнеру.

Символ "Я хочу" - в оригинальной версии программы РЕСS является рисунком, на котором изображена протянутая рука к кубу, и с подписью "Я хочу". В домашних условия можно сфотографировать ребенка, протягивающего руку, или просто протянутую руку, и подписать "Я хочу".

Следующие видеоролики демонстрируют обучение четвертого этапа РЕСS:







Дополнительные статьи о PECS
РЕСS - дополнительные навыки.
РЕСS - расширение предложений.
РЕСS - Пятый этап.
РЕСS- шестой этап
РЕСS и другие системы вспомогательной и альтернативной коммуникации


Лицензированные сертификационные курсы профессионального обучения методу PECS
9-13 апреля 2018 г 
г. Москва
Вся информация  на  http://autism-aba.blogspot.co.il/2017/11/PECSinRussia.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.