Последним фреймом, который мы будем рассматривать, является дейктический фрейм. Данный фрейм лежит в основе понимания перспективы другого человека, или той самой "модели психического" / "Теории разума", дефицит которой наблюдается у детей с аутизмом.
Формирование навыка понимать перспективу другого человека является одной из задачи в АВА, и разработано немало стратегий, с помощью которых проводится работа над данным навыком. Обычно, работа над данной сферой относится к развитию навыков социального взаимодействия, и в конвенциональных АВА-программах включаются протоколы, подобные тем, которые описаны в пособии "Есть контакт!".
Однако, "Теория реляционных фреймов" рассматривает данную способность как один из фреймов, и равно, как и при работе над другими фреймами, следует выстраивать процесс обучения последовательно, начиная с конкретных взаимосвязей и продвигаясь к абстрактным.
Дейктический фрейм включает не только понимание местоимений "Я" и "Ты". В него включены и пространственные взаимоотношения "Слева от меня", "Справа от тебя", "Здесь" и "Там", и временные взаимоотношения "Сейчас" и "Тогда"/ "В другое время". Изначально ученик реагировать на физические характеристики окружающей среды, с учетом перспективы каждого человека, в определенном месте, в определенном моменте времени. Например, ребенок учится распознавать, на какое изображение на двухсторонней карточке смотрит он сам, а какое изображение попадает в поле зрения учителя, сидящего напротив него; какой из предметов находится "здесь" (т.е. близко), а какой "там" (т.е. далеко), и как нужно изменить свое местоположение, чтобы тот предмет, который находится "там", теперь оказался "здесь". Ребенок учится строить модель из кубиков, и потом поворачивать ее к себе так, как ее видит другой человек. Изучение временных отношений начинается с простого - ребенок может описать, какой предмет он видел первым, какой предмет он видел "потом" - в упражнении, в котором учитель показывает ребенку разные предметы последовательно, один за другим. Помимо этого, ребенок учится "поставить себя на место другого": "Если бы ты был мной, а я - тобой, чтобы ты увидел? / Что бы я увидел?"
На следующем этапе ребенок учится описывать, чтобы он мог увидеть или сделать, если бы сейчас находился в каком-то месте. Например, "если бы ты сейчас был на кухне, что бы ты увидел?"; "Если бы тебе понадобилось молоко, куда бы ты пошел?". И, также, может представить и описать обратную ситуацию: "Если бы здесь был сейчас каток, то что бы ты увидел?"; "Если бы ты сейчас оказался в Древней Греции, то что бы сейчас происходило?".
Последним этапом является переход к полной абстракции. Например, ребенку показывают картинки одеяла и карандаша, и спрашивают: "Что можно найти здесь?", "Что можно найти в твоей спальне?", а после этого говорят, что "здесь – это ВИП", а "там – это КОЛ". Получив данную информацию, ребенок может ответить на такой вопрос: "Если бы здесь была твоя спальня, а твоя спальня была то, что здесь, как бы называлось это место?" - "ВИП". "А как называется место, в котором можно найти карандаш?" - "КОЛ".
Благодаря развитию данного фрейма, ребенок в будущем сможет оперировать такими понятиями, как "знания", "намерения", "ценности", "предрасположенность", научиться планировать, выбирать подходящий образ действий, и полноценно использовать речь, понимая все тонкости человеческого общения.
Формирование навыка понимать перспективу другого человека является одной из задачи в АВА, и разработано немало стратегий, с помощью которых проводится работа над данным навыком. Обычно, работа над данной сферой относится к развитию навыков социального взаимодействия, и в конвенциональных АВА-программах включаются протоколы, подобные тем, которые описаны в пособии "Есть контакт!".
Однако, "Теория реляционных фреймов" рассматривает данную способность как один из фреймов, и равно, как и при работе над другими фреймами, следует выстраивать процесс обучения последовательно, начиная с конкретных взаимосвязей и продвигаясь к абстрактным.
Дейктический фрейм включает не только понимание местоимений "Я" и "Ты". В него включены и пространственные взаимоотношения "Слева от меня", "Справа от тебя", "Здесь" и "Там", и временные взаимоотношения "Сейчас" и "Тогда"/ "В другое время". Изначально ученик реагировать на физические характеристики окружающей среды, с учетом перспективы каждого человека, в определенном месте, в определенном моменте времени. Например, ребенок учится распознавать, на какое изображение на двухсторонней карточке смотрит он сам, а какое изображение попадает в поле зрения учителя, сидящего напротив него; какой из предметов находится "здесь" (т.е. близко), а какой "там" (т.е. далеко), и как нужно изменить свое местоположение, чтобы тот предмет, который находится "там", теперь оказался "здесь". Ребенок учится строить модель из кубиков, и потом поворачивать ее к себе так, как ее видит другой человек. Изучение временных отношений начинается с простого - ребенок может описать, какой предмет он видел первым, какой предмет он видел "потом" - в упражнении, в котором учитель показывает ребенку разные предметы последовательно, один за другим. Помимо этого, ребенок учится "поставить себя на место другого": "Если бы ты был мной, а я - тобой, чтобы ты увидел? / Что бы я увидел?"
На следующем этапе ребенок учится описывать, чтобы он мог увидеть или сделать, если бы сейчас находился в каком-то месте. Например, "если бы ты сейчас был на кухне, что бы ты увидел?"; "Если бы тебе понадобилось молоко, куда бы ты пошел?". И, также, может представить и описать обратную ситуацию: "Если бы здесь был сейчас каток, то что бы ты увидел?"; "Если бы ты сейчас оказался в Древней Греции, то что бы сейчас происходило?".
Последним этапом является переход к полной абстракции. Например, ребенку показывают картинки одеяла и карандаша, и спрашивают: "Что можно найти здесь?", "Что можно найти в твоей спальне?", а после этого говорят, что "здесь – это ВИП", а "там – это КОЛ". Получив данную информацию, ребенок может ответить на такой вопрос: "Если бы здесь была твоя спальня, а твоя спальня была то, что здесь, как бы называлось это место?" - "ВИП". "А как называется место, в котором можно найти карандаш?" - "КОЛ".
Благодаря развитию данного фрейма, ребенок в будущем сможет оперировать такими понятиями, как "знания", "намерения", "ценности", "предрасположенность", научиться планировать, выбирать подходящий образ действий, и полноценно использовать речь, понимая все тонкости человеческого общения.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.