ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Виды реляционных фреймов: иерархический фрейм

     Формирование иерархического фрейма является основой для обучения абстрактным понятиям и навыкам категоризировать объекты согласно определенным свойствам. Очень часто, в работе коррекционных педагогов, логопедов, дефектологов и поведенческих специалистов с детьми с аутизмом, мы наблюдаем работу над категориями - сортировкой предметов и карточек по категориям, различением отдельных предметов из категорий и наименованием членов категорий. Однако, далеко не всегда данные занятия проводят к генерализованному реагированию или способствуют развитию спонтанной речи - ребенок может научиться сортировать на две категории пластмассовые фрукты и овощи на занятиях, но в супермаркете будет затруднятся найти соответствующий прилавок, где расположены овощи. Ребенок может прекрасно рассортировывать фигурки животных и машинки на две категории - "Животные и транспорт", но при этом не сможет отнести игрушечную лошадку и машинку в одну категорию - "Игрушки".
      Для того, чтобы ребенок успешно категоризировал любой из объектов, важно удостовериться в том, что другие фреймы - координационный, различительный, фреймы сравнения и противоположности, у него как следует закреплены, и проработаны во всех модальностях стимула (т.е. не только на предметах или картинках, но и со звуками, вкусами и тактильными ощущениями). Ребенок должен научиться определять, что какой-то стимул (А) является свойством другого стимула (Б) или включен в этот стимул. Например, запах хвои является свойством елки, а косточка - находится внутри авокадо. Котлета сделана из мясного фарша, который "дает корова", а яичница сделана из яйца, который "дает курочка". Ребенок должен соотнести в одну категорию "Объекты, которые летают" - голубя, воробья, вертолет и самолет. При этом ребенок должен уметь соотносить вертолет и самолет с категорией "Транспорт", а воробья и голубя - с категорией "Птицы", и в данную категорию также включать страуса и пингвина, которые не соотносятся с категорией "Объекты, которые летают". Другими словами, для того, чтобы овладеть иерархическим фреймом, ребенок должен уметь:

  • 1. Различать отдельные свойства объектов (различительный фрейм)
  • 2. Соотносить схожи свойства у разных объектов (координационный фрейм)
  • 3. Противопоставлять различные свойства объектов, исключая их из данной категории (фрейм противопоставления)
  • 4. Сравнивать свойства и выстраивать их в иерархию - от наибольшего к наименьшему, и наоборот (сравнительный фрейм). 

      Работа над иерархическим фреймом выстраивается последовательно, начиная с физических объектов, обладающими конкретными свойствами. Например, ребенок может один и тот же набор предметов рассортировать по форме, или по цветам, в зависимости от инструкции; собрать пирамидку как начиная с наибольшего колечка, и заканчивая наименьшим, так и наоборот; может построить новую модель из кубиков, которая будет включать один элемент из старой модели, и надстроить над старой моделью новую модель.
      На следующем этапе, обучение сосредотачивается на более абстрактных (речевых) стимулах, которые все же привязаны к конкретным свойствам. Например, ребенку дают набор напечатанных слов, и он должен рассортировать эти слова на несколько категорий: "черепаха", "улитка", "гепард", "леопард", "трактор", "самолет" - категории "транспорт", "животные", "быстрые", "медленные"; ребенок может ответить на вопрос: "Где можно найти ботинки?", "Где хранят рис?" - называя как помещения, так и емкости; ребенок учится перечислять все планеты, которые относятся к нашей солнечной системе, и исключать те, которые не относятся; ребенок учится определять временные единицы (например, сколько минут в 1-м часе) и сравнивать эти единицы ("что больше - полчаса или 42 минуты?"); ребенок учится различать родственные связи - "если Маша родила Колю, то Коля - сын Маши, а Маша - мама Коли", "Маша для Коли более близкий родственник, чем Света, которая является двоюродной сестрой Маши".
      И на самом сложном уровне, ребенок учится оперировать абстрактными понятиями, вычленяя у абстрактных символов абстрактные характеристики. На пример, решить такую логическую задачу, рассказанную учителем вслух, без предоставления каких-либо визуальных объектов: " У Оли аллергия на молочные продукты. Мама Оли купила творог "ГАМ", муку "ТЕФ", яйца "ДУК" и варенье "ЗАВ", и хочет приготовить пирог для Оли. Какие продукты может использовать мама Оли для приготовления пирога?". Ребенок должен перечислить: "ГАМ", "ДУК" и "ЗАВ", и исключить "ГАМ", потому что у Оли - аллергия на молочное.

Нас ждет еще один фрейм...

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.