ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

"Функциональный анализ по Хенли" (IISCA): распространенные ошибки в применении процедуры, и как их избежать. Часть 1

     Многие специалисты по прикладному анализу уже наслышаны о процедуре анализа сочетанных (синтезированных) обусловленностей, основанной на интервью (IISCA), которую в профессиональных кругах называют "Функциональный анализ по Хенли", и даже пытаются ее применять в практике. Однако, как и при применении любых других поведенческих процедур, для того, чтобы данная процедура применялась корректно, чтобы результаты процедуры дали действительно валидные результаты, и чтобы вмешательство, разработанное на основе результатов данной процедуры, было эффективным - требуется тщательное изучение деталей процедуры, прохождение обучения и практика под супервизией опытного специалиста, который будет направлять деятельность в нужном ключе, а также предотвращать или исправлять потенциальные ошибки в процессе применения процедуры. Как обычно, процесс приобретения компетенции - долгосрочный и дорогостоящий, и многие специалисты, не обладая достаточными ресурсами, пытаются применять процедуру, услышав доклад на конференции или почитав краткое изложение статьи, в которой данная процедура описана. Что, конечно же, приводит к тому, что сама процедура применяется некорректно, и, в лучшем случае, не приводит к желаемым результатам, а в худшем - наносит ущерб.
     Одно из наиболее частых заблуждений в отношении процедуры "ФА по Хенли" - что это "быстро и легко". Нужно 15-20 минут, и "оп, уже все под контролем!". Это заблуждение часто приводит специалистов к тому, что они проводят процедуру недостаточно тщательно, а иногда - и не проводят ее вовсе. Опросив родителей о том, что для ребенка является наиболее мотивационной и предпочитаемой деятельностью (например, игра в айпад), они делают вывод о том, что если отобрать у ребенка этот предмет или предотвратить деятельность - возникнет нежелательное поведение, и значит, вот оно "сочетанное последствие", которое подкрепляет поведение, и мы будем его использовать при обучении ребенка просьбе "По моему". И упраздняют этап функционального анализа (и так же все понятно!), и сразу переходят к вмешательству.
      Но, часто бывает так, что если тестирование этой гипотезы все-таки проводится, и у ребенка отбирают айпад - он его спокойно отдает. "Упс!" А также может быть такая ситуация, что ребенок изначально, с самого начала процедуры кричит, и айпад вовсе не хочет. Опять не получилось! "Ну, и ладно!" И, несмотря на то, что процедура не получилась - все равно переходят к применению вмешательства.
     На самом деле, проведение процедуры экспериментального анализа является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ! В дальнейшем, при применении вмешательства, придется воссоздавать такие же контролируемые условия, как и в рамках самой процедуры, и если не определить, что же является этими контролируемыми условиями - дальнейшее обучение просьбе "По-моему" будет неэффективным. Даже, если кажется, что все понятно, применение процедуры может показать, что все далеко не так, как мы себе это представляли. Может оказаться так, что если человек, который проводит процедуру, не будет в этот момент делать вид, что сосредоточен на какой-то деятельности (читает газету, смотрит в окно или говорит по телефону), пока ребенок играет в айпад - нежелательное поведение не проявится. Может оказаться так, что если взрослый ласково не разговаривает с ребенком в то время, когда он играет в айпад, то ребенок сам отложит айпад в сторону, и вообще не будет им заниматься и уйдет в другую комнату. Может оказаться так, что если взрослый будет комментировать то, что делает ребенок в процессе игры в айпад, и задавать вопросы - уже спровоцирует нежелательное поведение.
     Следовательно, чтобы избежать данной ошибки, необходимо:

  • 1. Принять то, что процедуру нужно проводить обязательно, и действительно ее проводить.
  • 2. Тщательно спланировать процедуру, и учесть все потенциальные факторы, которые могут повлиять на проявление нежелательного поведения. Нужно спланировать общий контекст - как именно будут выглядеть условия, в каком месте будет "зона подкреплений", где будут располагаться наиболее предпочитаемые виды деятельности, и где будет находиться "зона требований", и как именно будут выглядеть эти требования. Нужно определить, как будет осуществляться наращивание требований. Просто подойти к ребенку и сказать: "Отдай айпад и иди заниматься!" является неправильным действием. Каждый шаг в наращивании требований должен быть тщательно продуман, описан, и выполняться отдельно (дискретно) от следующего. Нужно определить, как именно будет выглядеть целевое поведение. Процедура не предполагает "доведение" ребенка до самой опасной формы поведения. А как выглядит неопасная форма? Падает на пол и кричит? Отворачивается? А как долго длится это поведение? Когда оно закончится? А проявляется ли такое поведение в условиях подкрепления? Например, ребенок может выкрикивать и вокализировать - и когда увлечен игрой в айпад, и когда педагог требует, чтобы он этот айпад отложил в сторону, и пошел заниматься. Можно ли учитывать такое поведение, как "целевое", или не стоит?
  • 3. Нужно применить процедуру и проанализировать, удается ли воссоздать условия, в которых ребенок "счастлив, спокоен и увлечен деятельностью", и удается ли нам вернуть ребенка к этому состоянию сразу после того, как он продемонстрирует целевую реакцию, и мы вернемся к условию подкрепления. Иногда, одно лишь воссоздание условий подкрепления (в которых ребенок "счастлив, спокоен и увлечен деятельностью") может занять 15-20 минут, не говоря уже о дальнейшем переключении тестовых и контрольных условий экспериментальной процедуры. Иногда, берет 3-4 минуты, пока ребенок успокоится после требований. Бывает даже так, что в процессе применения процедуры ребенок засыпает или уходит в другое помещение, и правила проведения процедуры не позволяют его возвращать в кабинет или будить.
  • 4. Если не удалось воссоздать условия, в которых ребенок "счастлив, спокоен и увлечен деятельностью", и нам удается вернуть ребенка к этому состоянию сразу после того, как он продемонстрирует целевую реакцию - НУЖНО ПРОВОДИТЬ ПРОЦЕДУРУ ОПЯТЬ!!! Нельзя сказать: "Ну, и ладно! Вроде как не до конца получилось, но ничего, мы попробовали!". Если не удалось воссоздать нужные условия - значит, в самой процедуре не были учтены существенные компоненты. Значит, их нужно определить. Изменить условия. И сделать еще раз. И если будет нужно - еще раз. До тех пор, пока данные не покажут, что целевое поведение находится под полным контролем. А это может занять не 15-20 минут, а намного больше времени.

     Важно понимать, что основная суть процедуры - не в быстроте и простоте. Быстро и по-простому ее может провести только опытный специалист, который таких процедур провел уже сотни. Специалист, который только лишь начинает осваивать детали этой процедуры, не должен рассчитывать, что ему удастся за 15 минут "все красиво сделать". Это иллюзия, и следовать этой иллюзии - является безответственным и неэтичным поведением. Чтобы корректно выполнить процедуру, нужно выделить на ее проведение достаточно времени и ресурсов, тщательно подготовиться, заручиться поддержкой компетентного специалиста и работать над достижением экспериментального контроля.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.