ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

РЕСS - дополнительные навыки.

Предыдущие статьи о PECS
"Вспомогательный мeтод коммуникации PECS  - все "за" и "против"
PECS - подготовительный этап
РЕСS - первый этап
РЕСS - второй этап
РЕСS - третий этап. Шаг первый.
РЕСS - третий этап. Шаг второй
РЕСS - четвертый этап

РЕСS - дополнительные навыки.

В процессе обучения на четвертом этапе - то есть, в процессе обучения составления двух карточек и подачи полоски, а не единичной картинки, ребенок должен обучиться дополнительным жизненно-важным коммуникативным навыкам.



1. Просить помощь. Многие дети, которые научились просить отдельные предметы или действия, затрудняются попросить о помощи взрослого в сложной для них ситуации, и используют привычные поведения для этой цели - плач, истерики, разбрасывание предметов, и так далее.

Для того, что бы обучить ребенка просить помощь с помощью карточки, необходимо заранее продумать ситуации, в которых ребенок столкнется со сложностями. Например, ребенок, хочет открыть пакет чипсов, но не может этого сделать. Или ребенок не может завязать шнурки перед выходом на улицу. После этого необходимо подготовить подходящий символ, с помощью которого ребенок будет просить о помощи. Можно взять простую карточку одного цвета, и написать на ней "Мне нужна помощь" или "Помоги мне", или использовать нарисованный символ.

Следует создать трудную ситуацию, и в тот момент, когда ребенок не справляется и начинает нервничать, следует направить его руку к карточке, и помочь ему протянуть карточку. После того, как он это сделал, сказать: "Тебе нужна помощь!" и помочь ему.
Данный навык нужно отрабатывать в разнообразных ситуациях, для того, что бы ребенок научился просить помощь не только когда ему нужно открыть пачку чипсов или завязать ботинки.

2. Отвечать на вопросы "Да" и "Нет".

На первоначальном этапе ребенок должен научиться отвечать "Да" или "Нет" о предметах или действиях, которые он хочет получить. Например: "Ты хочешь яблоко?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получает яблоко. Если протягивает карточку "Нет", то яблоко не получает. Также и о предметах, которые он не любит. "Ты хочешь лук?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получает лук. Если протягивает карточку "Нет", то лука не получает.

На втором этапе ребенок отвечает "Да" или "Нет", как подтверждение, или отрицание. Например, ребенку показывают яблоко, и спрашивают: "Это яблоко?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получит словесное поощрение "Молодец, правильно!". Если протягивает карточку "Нет", то словесного поощрения не получает.

3. Просить перемену. Ребенок должен научиться просить встать из-за стола, когда ему сложно продолжать занятие. Для этого нужно подготовить отдельный символ, обозначающий это понятие - например, фотокарточку самого ребенка, встающего из-за стола, или карточку с надписью "Перемена".

Тренировать подачу этой карточки можно во время занятий. Можно дать ребенку задание, и когда он его выполнит, похвалить, но не давать дальнейших указаний. Через несколько секунд ребенок начнет делать попытки встать из-за стола, и тогда следует помочь ему протянуть карточку "Перемена" и отпустить на перемену.

4. Реагировать на инструкцию "Подожди". Здесь тоже необходимо подготовить отдельный символ - карточку с надписью "Подожди" или изображение спокойно сидящего ребенка.

Тренировать можно следующим образом - показать ребенку любимый предмет, и дать ему в руки карточку "Подожди". Потом положить предмет перед ребенком, но блокировать реакцию ребенка, когда он пытается взять предмет. Подождать несколько секунд, потом попросить у него обратно карточку "Подожди", и только после этого позволить ему взять предмет. Постепенно нужно расширять промежуток времени, пока ребенок ждет получения предмета.

Кроме этих дополнительных навыков, следует работать над пониманием инструкций в обиходе, переходами от одного вида занятий к другому, и для некоторых детей - над выполнением последовательности действий с помощью визуального расписания.


Дополнительные статьи о PECS
РЕСS - расширение предложений.
РЕСS - Пятый этап.
РЕСS- шестой этап
РЕСS и другие системы вспомогательной и альтернативной коммуникации

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.