Предыдущие статьи по теме:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг первый
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг второй
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг третий
Другими словами, когда вы предлагаете что-то ребенку - это не его выбор, а ваш. И если ваше предложение не вызывает достаточно сильную мотивацию у ребенка, чтобы он оставил все на свете, только чтобы получить то, что вы ему предлагаете - вы попадаете в очень нехорошую ситуацию, в которой невозможно установить "Руководящий контроль". То есть, если на данный момент ребенок намного больше хочет смотреть мультики, чем есть конфеты, то он проигнорирует ваше предложение, и не будет выполнять то, о чем вы его просите. И таким образом, ваши слова опять не окажут желаемого действия. Кроме этого, ребенок может начать плакать и сопротивляться, и если вы в конце концов ему уступите - то "плакали" ваши усилия.
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг первый
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг второй
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг третий
Покажите вашему ребенку, что ему выгодно выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет. Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно и усиливайте его сотрудничество поощрениями.
Когда вы контролируете мотивационные предметы и действия (См. Шаг первый) вы можете использовать их для поддержки правильного выбора. Для того, чтобы претворить в жизнь этот шаг, нужно быть знакомыми с "Принципом Примака"*.
В случае обучения ребенка сотрудничеству, этот принцип означает, что ребенок должен выполнять инструкции и демонстрировать хорошее поведение прежде, чем вы позволите ему взять то, что он хочет. Наилучший путь следовать этому принципу - это предъявить требование или дать инструкцию, прежде чем вы даете ему то, что он хочет от вас. Ваше требование может быть любым относящимся или полезным.
- Например, ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и просите "Выбрось в мусор" - ребенок выбрасывает в мусор и получает свою конфету.
- Ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и спрашиваете "Это какой цвет?" - ребенок отвечает "Желтый" и получает свою конфету.
- Ребенок указывает на книгу на полке. Вы достаете книгу и держа ее в руках, говорите "Садись на диван". И после того, как ребенок сел на диван - вы даете ему книгу.
- Ребенок проголодался и хочет есть. Вы накладываете еду в тарелку, и подойдя к ребенку говорите "Садись за стол". Как только ребенок сел за стол - вы даете ему тарелку с едой.
- Вы выходите с ребенком на прогулку. Уже взявшись за ручку двери, вы говорите: "Подай-ка мне сумку". Ребенок подает вам сумку, и вы выходите.
Возможно также попросить имитировать простое движение как первичный путь развития отношений "ты мне - я тебе".
- Например, ребенок приносит пульт и просит включить мультик. Вы просите: "Сделай как я" и хлопаете в ладоши. Ребенок хлопает в ладоши, и вы включаете мультик.
Чем в больших случаях ребенок получает поощрение после того как прежде выполнил инструкцию или хорошо себя ведет, тем быстрее он научится следовать правилам - как самый лучший путь получить то, что он хочет.
Но...
Ни в коем случае не спрашивайте ребенка перед тем, как вы даете ему задание.
Например, ребенок смотрит мультики по телевизору, а вы подходите к нему и сунув ему под нос конфету спрашиваете: "Хочешь конфетку? Тогда выключай телевизор!". Или, "Хочешь конфетку? Идем заниматься!" Этот вариант - это самое худшее, что вы можете сделать!
ВООБЩЕ не используйте такие выражения как "Если ..., то ...." - "Если ты выключишь компьютер, я тебе дам мороженое".
Эти фразы являются простым путем добиться от ребенка того, что ВАМ нужно, но содержат в себе потенциальный риск и ограничения. Использование "Если..., то..." фраз не предлагает выбора для ребенка. Это, наоборот, дает ему возможность устроить перебранку.
Всегда лучше удивить ребенка предметом или действием уже после того, как он принял решение сотрудничать. То есть, последовательно и постоянно следуйте всем шагам по установлению "Руководящего контроля" - контролируйте доступ к поощрениям, ищите стимулы, которые его заинтересуют, говорите меньше, и ждите инициативы ребенка - и как только ребенок проявляет инициативу - попросите его сделать что-нибудь для вас. В обиходе можно использовать сотни ситуаций в день, для этого просто нужно быть внимательными.
* "Принцип Примака" утверждает, что возможность заниматься поведением, которое происходит с большей вероятностью, (например, играть в компьютер) обусловлено появлением поведения, которое происходит редко и с меньшей вероятностью, (например, сложить учебники в портфель) и является усилением поведения, которое происходит редко и с меньшей вероятностью. То есть, если складывание учебников является условием для игры в компьютер, и ВСЕГДА игра в компьютер происходит только после складывания учебников в портфель - тогда складывание учебников в портфель будет происходить чаще и вероятность возникновения этого поведения возрастет.
Дополнительные статьи на данную тему:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 5
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 6
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 7
Дополнительные статьи на данную тему:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 5
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 6
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 7
6 коммент.:
К сожалению чаще используется"если..,то...".В нашей культуре утеряно бережное и внимательное отношение к ребенку вообще...Мотивационные предметы отдаются на "откуп" в полное распоряжение ребенку-мультики до "посинения",компьютер,мобильный телефон,килограммы конфет-лишь бы не мешал.А потом начинается борьба со стойкими привычками не на жизнь...Извините за резкость-наболело и очень обидно за детей.Спасибо всем,кто так не делает! :) Татьяна Бессонова
Много раз перечитала статьи про обучение сотрудничеству. Контроль через мотивацию и стимулирование инициативы, контроль через анализ и понимание аутичного ребёнка - вот чем, мне кажется, отличается поведенческая терапия от той "дрессуры", которой заполнен русскоязычный интернет. Спасибо, Юлия !!!
Юля, а меня интересует другой момент. К примеру, ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и просите "Выбрось в мусор". Ребенок берет фантик и - ШВЫРЯЕТ ЕГО НА ПОЛ. Хотя он прекрасно знает где находится мусор и умеет его выбрасывать. Мои действия? Понятно, что я не дам конфету, но ведь я как-то должна на эту ситуацию реагировать...
А вы сами как думаете?
Мало ли, что я думаю. Я хочу знать, как правильно :). Я бы сохраняя олимпийское спокойствие отложила развернутую конфету в недоступное место и обязательно бы добилась убирания фантика в мусор. При этом бы я никак не комментировала происходящее. Просто - нужно убрать на полу.
Нам всем нужно знать как правильно! Но правильно - это то, что работает, что эффективно!
Вся правильность заключается в своевременной оценке ситуации. Если вы видиете, что вероятность того, что сейчас ребенок выполнит вашу инструкцию - маленькая, продумайте, как ее повысить - и еще перед тем, как вы обращаетесь к ребенку. Например, вы можете заранее встать возле мусорного ведра, и тогда фантик, вместо того, чтобы упасть на пол - попадет введро. Вы можете сразу после инструкции дать подсказку - указать жестом, на ведро, выбросить в месте, продемонстрировать действие. Если ребенок бросил обертку на пол - разве так уж необходимо "наказывать" откладыванием конфеты (=отрицательное наказание). А если просто поднять вместе с ним, и помочь ему выбросить?
Помните, что вы используете инструкции между делом - логичные и простые, которые ребенок может выполнить. Если ваш ребенок никогда до этого в мусор не выбрасывал - так придумайте другую инструкцию. Например, "Поцелуй маму!". И вам приятно и ему ;-)
Вся суть в своевременном анализе, а не в выполнении той или иной инструкции!
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.