ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 4

Предыдущие статьи по теме:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг первый
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг второй
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг третий

Покажите вашему ребенку, что ему выгодно выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет. Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно и усиливайте его сотрудничество поощрениями.

Когда вы контролируете мотивационные предметы и действия (См. Шаг первый) вы можете использовать их для поддержки правильного выбора. Для того, чтобы претворить в жизнь этот шаг, нужно быть знакомыми с "Принципом Примака"*. 
В случае обучения ребенка сотрудничеству, этот принцип означает, что ребенок должен выполнять инструкции и демонстрировать хорошее поведение прежде, чем вы позволите ему взять то, что он хочет. Наилучший путь следовать этому принципу - это предъявить требование или дать инструкцию, прежде чем вы даете ему то, что он хочет от вас. Ваше требование может быть любым относящимся или полезным.
  • Например, ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и просите "Выбрось в мусор" - ребенок выбрасывает в мусор и получает свою конфету.
  • Ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и спрашиваете "Это какой цвет?" - ребенок отвечает "Желтый" и получает свою конфету.
  • Ребенок указывает на книгу на полке. Вы достаете книгу и держа ее в руках, говорите "Садись на диван". И после того, как ребенок сел на диван - вы даете ему книгу.
  • Ребенок проголодался и хочет есть. Вы накладываете еду в тарелку, и подойдя к ребенку говорите "Садись за стол". Как только ребенок сел за стол - вы даете ему тарелку с едой.
  • Вы выходите с ребенком на прогулку. Уже взявшись за ручку двери, вы говорите: "Подай-ка мне сумку". Ребенок подает вам сумку, и вы выходите.


Возможно также попросить имитировать простое движение как первичный путь развития отношений "ты мне - я тебе".
  • Например, ребенок приносит пульт и просит включить мультик. Вы просите: "Сделай как я" и хлопаете в ладоши. Ребенок хлопает в ладоши, и вы включаете мультик.


Чем в больших случаях ребенок получает поощрение  после того как прежде выполнил инструкцию или хорошо себя ведет, тем быстрее он научится следовать правилам - как самый лучший путь получить то, что он хочет.

Но...
Ни в коем случае не спрашивайте ребенка перед тем, как вы даете ему задание.
Например, ребенок смотрит мультики по телевизору, а вы подходите к нему и сунув ему под нос конфету спрашиваете: "Хочешь конфетку? Тогда выключай телевизор!". Или, "Хочешь конфетку? Идем заниматься!" Этот вариант - это самое худшее, что вы можете сделать!

ВООБЩЕ не используйте такие выражения как "Если ..., то ...." - "Если ты выключишь компьютер, я тебе дам мороженое".

Эти фразы являются простым путем добиться от ребенка того, что ВАМ нужно, но содержат в себе потенциальный риск и ограничения.  Использование "Если..., то..." фраз не предлагает выбора для ребенка. Это, наоборот, дает ему возможность устроить перебранку.

Другими словами, когда вы предлагаете что-то ребенку - это не его выбор, а ваш.  И если ваше предложение не вызывает достаточно сильную мотивацию у ребенка, чтобы он оставил все на свете, только чтобы получить то, что вы ему предлагаете - вы попадаете в очень нехорошую ситуацию, в которой невозможно установить "Руководящий контроль". То есть, если на данный момент ребенок намного больше хочет смотреть мультики, чем есть конфеты, то он проигнорирует ваше предложение, и не будет выполнять то, о чем вы его просите. И таким образом, ваши слова опять не окажут желаемого действия. Кроме этого, ребенок может начать плакать и сопротивляться, и если вы в конце концов ему уступите - то "плакали" ваши усилия.

Всегда лучше удивить ребенка предметом или действием уже после того, как он принял решение сотрудничать. То есть, последовательно и постоянно следуйте всем шагам по установлению "Руководящего контроля" - контролируйте доступ к поощрениям, ищите стимулы, которые его заинтересуют, говорите меньше, и ждите инициативы ребенка - и как только ребенок проявляет инициативу - попросите его сделать что-нибудь для вас. В обиходе можно использовать сотни ситуаций в день, для этого просто нужно быть внимательными.

* "Принцип Примака" утверждает, что возможность заниматься поведением, которое происходит с большей вероятностью, (например, играть в компьютер) обусловлено появлением  поведения, которое происходит редко и с меньшей вероятностью, (например, сложить учебники в портфель) и является усилением поведения, которое происходит редко и с меньшей вероятностью. То есть, если складывание учебников является условием для игры в компьютер, и ВСЕГДА игра в компьютер происходит только после складывания учебников в портфель - тогда складывание учебников в портфель будет происходить чаще и вероятность возникновения этого поведения возрастет.

Дополнительные статьи на данную тему:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 5
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 6
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 7



6 коммент.:

К сожалению чаще используется"если..,то...".В нашей культуре утеряно бережное и внимательное отношение к ребенку вообще...Мотивационные предметы отдаются на "откуп" в полное распоряжение ребенку-мультики до "посинения",компьютер,мобильный телефон,килограммы конфет-лишь бы не мешал.А потом начинается борьба со стойкими привычками не на жизнь...Извините за резкость-наболело и очень обидно за детей.Спасибо всем,кто так не делает! :) Татьяна Бессонова

Много раз перечитала статьи про обучение сотрудничеству. Контроль через мотивацию и стимулирование инициативы, контроль через анализ и понимание аутичного ребёнка - вот чем, мне кажется, отличается поведенческая терапия от той "дрессуры", которой заполнен русскоязычный интернет. Спасибо, Юлия !!!

Юля, а меня интересует другой момент. К примеру, ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и просите "Выбрось в мусор". Ребенок берет фантик и - ШВЫРЯЕТ ЕГО НА ПОЛ. Хотя он прекрасно знает где находится мусор и умеет его выбрасывать. Мои действия? Понятно, что я не дам конфету, но ведь я как-то должна на эту ситуацию реагировать...

А вы сами как думаете?

Мало ли, что я думаю. Я хочу знать, как правильно :). Я бы сохраняя олимпийское спокойствие отложила развернутую конфету в недоступное место и обязательно бы добилась убирания фантика в мусор. При этом бы я никак не комментировала происходящее. Просто - нужно убрать на полу.

Нам всем нужно знать как правильно! Но правильно - это то, что работает, что эффективно!
Вся правильность заключается в своевременной оценке ситуации. Если вы видиете, что вероятность того, что сейчас ребенок выполнит вашу инструкцию - маленькая, продумайте, как ее повысить - и еще перед тем, как вы обращаетесь к ребенку. Например, вы можете заранее встать возле мусорного ведра, и тогда фантик, вместо того, чтобы упасть на пол - попадет введро. Вы можете сразу после инструкции дать подсказку - указать жестом, на ведро, выбросить в месте, продемонстрировать действие. Если ребенок бросил обертку на пол - разве так уж необходимо "наказывать" откладыванием конфеты (=отрицательное наказание). А если просто поднять вместе с ним, и помочь ему выбросить?
Помните, что вы используете инструкции между делом - логичные и простые, которые ребенок может выполнить. Если ваш ребенок никогда до этого в мусор не выбрасывал - так придумайте другую инструкцию. Например, "Поцелуй маму!". И вам приятно и ему ;-)
Вся суть в своевременном анализе, а не в выполнении той или иной инструкции!

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.