ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Как научить ребенка сотрудничать? Шаг третий.

Предыдущие статьи по теме:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг первый
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг второй

Проблемное поведение у детей аутистов
Покажите ребенку, что вам можно доверять. Научитесь "не бросать слова на ветер", а говорить то, что вы конкретно имеете в виду. Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо - помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки.


Многие родители и учителя разговаривают без умолку с ребенком, искренне надеясь, что хоть что-нибудь из их слов осядет в голове ребенка. Например, знакомый человек заходит в гости, и мама ребенка начинает щебетать: "Сашенька, посмотри, кто пришел, иди, поздоровайся, скажи "здрасте", ну посмотри, ты же любишь, когда тетя Юля приходит, смотри, кто пришел, иди сюда, поздоровайся за руку, ну что же ты, ты наверное стесняешься, ну не стесняйся, идем, поздороваемся". И при этом, постоянно щебечущая мама пытается притащить Сашеньку поближе к тете Юле, а Сашенька отчаянно пытается вырваться и убежать подальше.

Родителям и терапистам следует помнить, что слова - это не последствия, и уж для детей с аутизмом они не  имеют достаточного веса (расстройство речи при аутизме является одной из причин этого). Слова - это предзнаменование последствий, это символы, которые знаменуют, что действительно произойдет. И если вы не следуете собственным словам - у вашего ребенка нет ни малейшего понятия, на основе которого он сможет сделать правильные решения.
Каждое слово, с которым вы обращаетесь к ребенку в процессе установления и достижения "Руководящего контроля"должно быть тщательно взвешенным. Если вы просите ребенка выполнить то или иное требование - вы не можете позволить ему, не выполнив требования, пойти дальше и получить то, что он хочет.

Когда вы выставляете требование или инструкцию (определенный стимул SD) вы ожидаете от ребенка удовлетворить данное требование - то есть выбрать сотрудничество с вами. И Вы не можете поощрять выбор "несотрудничества". Только таким образом выбор сотрудничества станет для ребенка выгодным и желанным. Другими словами, если вы требуете от ребенка поздороваться с тетей Юлей доступным ему способом - у ребенка нет других вариантов (убежать в другую комнату, отвернуться, или уставиться в телевизор). Если вы решили, что ребенок должен поздороваться с тетей Юлей, и вы видите, что самостоятельно он не сможет сделать этого в данный момент - не "экономьте", дайте подсказку. Спокойно подойдите к ребенку, протяните ему руку, проведите к тете Юле, и скажите: "Поздоровайся!". Таким образом, вероятность того, что ребенок избежит этого требования, уменьшается.

Проблемное поведение у детей аутичного спектра
Взвешивайте ваши слова тщательно. Если вы задаете ребенку вопрос ("Пойдем заниматься?", "Пойдем, поздороваемся?", "Сядешь делать уроки?") - у него есть полное право на него ответить и вам придется принять его решение. Это значит, что вам необходимо заранее продумать все возможные варианты реакций, перед тем как вы задаете вопросы. Например, вы спрашиваете ребенка, хочет ли он сейчас выполнять задание и он отвечает "нет". Реакция вашего ребенка не является проблематичным поведением. Наоборот - его реакция вполне приемлема - он выбрал не заниматься.
Вы должны понимать, что это был ваш выбор - задать вопрос,  который привел к проблемам.

Скажите ребенку точно, что вы хотите чтобы он сделал  - дайте четкую инструкцию или SD.
  • Не "Пойдем заниматься?"  - а "Пойдем заниматься!"
  • Не "Поздороваешься с тетей Юлей?" - а "Поздоровайся с тетей Юлей!".


Когда вы говорите ребенку "Садись", "Иди сюда", "Сделай то-то"  - вы всегда должны ожидать от ребенка нужной реакции. Прежде чем открыть рот - проанализируйте вероятность выполнения данного требования - слышит ли вас ребенок, внимателен ли он да данный момент к вашему обращению, может ли он вообще выполнить ваше требование (Если у вас неговорящий ребенок, инструкция "Поздоровайся" - должна быть более конкретной "Дай руку тете Юле"). И если вы не уверены, что на данный момент ребенок может выполнить требование - продумайте, как вы можете ему помочь его выполнить (еще перед тем, как вы дали инструкцию!). Если на данный момент вы не можете помочь ребенку выполнить инструкцию  - лучше ее не произносите.

Но если вы уже решили дать инструкцию - вы не можете позволить ребенку избежать ее выполнения и получить доступ к тем вещам, которые он требует. Если у вас в руках мяч, с которым ребенок хочет играть, и вы сказали ему сесть на стул, вы не можете дать ему мяч, пока он не сядет на стул. Если он не садится на стул, вы держите у себя мяч, пока он не сделает лучший выбор, и не начнет сотрудничать.

Помните, что на стадии установления "Руководящего контроля" вы не можете "забомбить" ребенка различного рода инструкциями и требованиями. Интеракция с вами должна быть интересной и приятной для ребенка. Это говорит о том, что вы не можете достать из кармана конфету и помахать у ребенка перед носом, заставить его делать домашнее задание, или забрать у него игрушку, с которой он сейчас играет и подняв высоко вверх, требовать "Сядь за стол!", "Подойди ко мне", и так далее.

Требования и инструкции занимают не более 25% от взаимной интеракции с ребенком, и превышение этой нормы сделает времяпровождение с вами обузой и тяжелой повинностью для ребенка, и тогда "Руководящий контроль" станет недостижимой мечтой.

Дополнительные статьи на данную тему:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 4
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 5
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 6
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 7

2 коммент.:

Большое спасибо за тему!Считаю ,что точное ,своевременное и лаконичное использование речи при общении с аутичным ребенком помогает изб
ежать многих проблем в поведении.
С нетерпением жду продолжения.Татьяна Бессонова.

К вопросу "Почему ты не поздоровался с тётей?", хочу ещё добавить несколько: "Ты почему себя так ведёшь?", "Ты почему балуешься?", "А что случилось?", "А что нужно сказать тёте?", "А в чём дело?", "Как ты себя ведёшь?", "Ты что, не узнал тетю?", "Ты что, не слышишь, что мама сказала?". Интересно, каких ответов ждут взрослые?

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.