Покажите ребенку, что игнорирование ваших инструкций или выбор неподходящего поведения не приведут его к поощрению.
Седьмой шаг в процессе достижения "Руководящего контроля" является самым сложным, но и незаменимым. Вся суть заключается в том, что если ребенок не выполняет то требование или инструкцию, которые вы ему даете, то он не может получить доступа к тому, что он хочет.
Ребенок не получит желаемый предмет ни при каких условиях, если он не выполняет то, что от него требуют. Его выбор просто не поощряется. На поведенческом языке данное действие называется Extinction или Прекращение Усиления / Гашение.
Если во время игры с ребенком, или во время занятий ребенок убегает - отреагируйте спокойно. Не следует хватать ребенка, удерживать или силой тащить обратно заниматься. Наоборот, отвернитесь и даже не смотрите в его сторону, и продолжайте делать то, что делали раньше. Заранее побеспокойтесь о том, что ребенок не сможет в это время начать играть с любимыми игрушками, или съесть любимое лакомство, или заняться любимым делом. Все самые интересные и любимые предметы ребенка в это время находятся под вашим контролем, и единственная возможность для ребенка получить их - это вернуться на место и продолжать сотрудничать с вами.
Возможно, в начале, тот промежуток времени, который вы ожидаете возвращения ребенка, будет долгим, но не стоит жалеть времени - в дальнейшем, это окупится.
Это не даром упущенное время - в это время идет обучение. Ваш ребенок учится сотрудничать с вами и делать правильный выбор. И, постепенно, эти промежутки времени будут сокращаться, и вы сможете прийти к тому, что ребенок не только не будет избегать занятий, а даже будет проявлять инициативу и требовать заниматься.
Использование процедуры прекращения усиления / гашения (Extinction) является одним из самых эффективных инструментов для уменьшения нежелательного поведения. Первые шесть шагов для достижения "Руководящего контроля" помогают мгновенно увеличить частоту желательного поведения, и при правильном использовании существенно облегчают повседневную интеракцию с ребенком. Пока ребенок с вами сотрудничает, вы прекрасно и весело проводите время. Но эффект прекращения усиления не проявляется мгновенно. Результат приходит в будущем, и основывается на отсутствии усиления нежелательного поведения. Вы применяете седьмой этап обучения "Руководящего контроля" каждый раз, когда хотите уменьшить нежелательное поведение.
На самом деле "непоощрение" нежелательного поведения представляется легким только в теории. На практике, каждый раз, когда ранее усиливаемое поведение прекращает усиливаться, происходит так называемый "взрыв", и нежелательное поведение может усилиться на краткий период времени, стать более интенсивным, и даже поменять форму.
Например, если раньше, когда ребенка звали заниматься и выключали телевизор, он начинал визжать и бросался на пол, и после этого ему позволяли продолжать смотреть телевизор ("Нe дай бог, у ребенка будет травма! Психологическая!";-), то теперь, если все-таки телевизор останется выключенным, то ребенок начнет визжать еще больше, еще сильнее, и может начать биться головой об пол.
Вот здесь, в основном, и происходит основная ошибка родителей и преподавателей - на самом пике визга и криков ребенку включают телевизор, чтобы успокоился ("Ну черт с ними, с занятиями, лишь бы травмы не было! Психологической!"). И таким образом нежелательное поведение, только в еще более тяжелой форме, закрепляется и усиливается.
Другими словами, для эффективного применения седьмого этапа необходимо подготовиться к "взрыву", и морально, и физически, и всегда действовать последовательно и не уступать. Результаты не заставят себя ждать. Если в первый день истерика ребенка будет продолжаться 40 минут, на следующий день она будет длиться намного меньше, а на третий-четвертый день может и вовсе не возникнуть. Конечно, при последовательном применении.
Из-за опасности усиления более тяжелой формы поведения при взрыве желательно заручиться поддержкой близких или специалистов, которые помогут пережить "взрыв", и сохранив хладнокровие, продолжать жизнь дальше.
Многие родители предпочитают не пытаться справиться с "взрывом", т.к. на ранних этапах поведение становится чересчур невыносимым ("Опять травма эта! Психологическая!"), и боятся навредить ребенку своим отказом. Но, на самом деле, усиление более тяжелой формы поведения наносит гораздо больший вред ребенку, чем возможная "психологическая" травма. Ведь ребенок, который не умеет сотрудничать с окружающими, не сможет обучиться необходимым навыкам, стать самостоятельным и интегрироваться в обществе. И кроме этого, существует очень большая вероятность того, что со временем нежелательное поведение станет настолько проблематичным, что возникнет необходимость использовать более неприятные методы коррекции и психотропные лекарства.
Установление "Руководящего контроля" - это тяжелый повседневный труд, причем не только одного конкретного человека, а всех окружающих ребенка. Но, в основном благодаря этому труду, вы можете помочь ребенку проявить себя в полной мере.
*Статьи о семи этапах установления "Руководящего контроля" написаны на основе материалов поведенческого аналитика Роберта Шраммаhttp://knospe-aba.com/cms/en/home.html
Хочу поделиться своим опытом общения с родителями аутичных детей в контексте обсуждаемой темы. Довольно часто родители не выдерживают не самого факта "взрыва", о котором они бывают предупреждены и к которому они более-менее готовы, а его продолжительности. Нередко истерика продолжается не 40 минут, а гораздо дольше. В связи с этим возникает вопрос - как долго необходимо "сохранять хладнокровие", существует ли вариант изменения тактики в случае, когда ребёнок кричит на весь дом, и когда не выдерживают уже не только родители, но и соседи? И можно ли игнорировать ситуацию, когда ребёнок с силой бьётся головой об пол, явно причиняя себе ущерб? Ольга Доленко
При установлении "Руководящего контроля" мы не руководствуемся только процедурой прекращения усиления - это всего 1/7 тех действий, которые необходимо выполнять. И если мы последовательно выполняем все 6 шагов - то тогда вероятность особо тяжелого поведения при применении процедуры значительно уменьшается. Кроме этого, для уменьшения нежелательного поведения, которое проявляется в тяжелой форме, и которое при "взрыве" может нанести непоправимый вред здоровью ребенка или окружающих - мы не имеем права использовать процедуру прекращения усиления / гашения (Extinction). Если мы знаем, что окружающие ребенка не смогут выдержать и уступят ребенку во время взрыва - мы также не будем применять данную процедуру. Но это уже совсем другая история. В данном случае мы будем использовать другие методы коррекции, а не устанавливать "Руководящий контроль"
Спасибо за комментарий. Смею ещё добавить, что неудачный опыт Руководящего контроля, может быть связан не только с несоблюдением последовательности всех необходимых шагов, но и с несогласованностью поведения окружающих. Часто маме приходится контролировать не только поведение своего ребёнка, но и других членов семьи, родственников, друзей и даже медицинских работников.
Юля, спасибо за тему, нигде больше так кратко и емко не прочтешь. Я снова и снова нахожу подтверждение тому, что одна из наших основных задач - наладить сотрудничество с семьей. Причем со всеми взрослыми семьи. Насколько я могу видеть из своего пока небольшого опыта, мама и папа заинтересованы в занятиях, готовы принимать участие в любой необходимой форме, находить время. Но вот бабушки... Некоторые (!) российские бабушки готовы принять ребенка таким, каков он есть - щипающимся, кусающимся, какающим в одежду, валящимся в лужу - только бы был сыт и не плакал. Как же им объяснить, что они только продлевают "удовольствие" коррекции нежелательного поведения? Юля, напишите, пожалуйста, отдельную тему - установление плодотворного контакта АВА-тераписта с бабушками:)
Да, бабушки - это бич, причем не только в России. Израильские бабушки ничем не отличаются! Наверное, для бабушек нужно использовать специальные, особо-аверсивные (неприятные) методы коррекции...
О дополнительных методах коррекции проблематичного поведении вы можете прочитать у меня в блоге http://autism-aba.blogspot.com/p/blog-page_17.html, в разделе "Коррекция нежелательного поведения"
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.
Консультант по Прикладному Анализу Поведения (BCBA) Affiliate Member of International Assosiation of Behavior Analysis (ABAI) Телефон: +972-53-2739-445 Эл.почта: yuliaerz@gmail.com
7 коммент.:
Хочу поделиться своим опытом общения с родителями аутичных детей в контексте обсуждаемой темы. Довольно часто родители не выдерживают не самого факта "взрыва", о котором они бывают предупреждены и к которому они более-менее готовы, а его продолжительности. Нередко истерика продолжается не 40 минут, а гораздо дольше. В связи с этим возникает вопрос - как долго необходимо "сохранять хладнокровие", существует ли вариант изменения тактики в случае, когда ребёнок кричит на весь дом, и когда не выдерживают уже не только родители, но и соседи? И можно ли игнорировать ситуацию, когда ребёнок с силой бьётся головой об пол, явно причиняя себе ущерб?
Ольга Доленко
При установлении "Руководящего контроля" мы не руководствуемся только процедурой прекращения усиления - это всего 1/7 тех действий, которые необходимо выполнять. И если мы последовательно выполняем все 6 шагов - то тогда вероятность особо тяжелого поведения при применении процедуры значительно уменьшается.
Кроме этого, для уменьшения нежелательного поведения, которое проявляется в тяжелой форме, и которое при "взрыве" может нанести непоправимый вред здоровью ребенка или окружающих - мы не имеем права использовать процедуру прекращения усиления / гашения (Extinction).
Если мы знаем, что окружающие ребенка не смогут выдержать и уступят ребенку во время взрыва - мы также не будем применять данную процедуру.
Но это уже совсем другая история. В данном случае мы будем использовать другие методы коррекции, а не устанавливать "Руководящий контроль"
Спасибо за комментарий. Смею ещё добавить, что неудачный опыт Руководящего контроля, может быть связан не только с несоблюдением последовательности всех необходимых шагов, но и с несогласованностью поведения окружающих. Часто маме приходится контролировать не только поведение своего ребёнка, но и других членов семьи, родственников, друзей и даже медицинских работников.
Юля, спасибо за тему, нигде больше так кратко и емко не прочтешь. Я снова и снова нахожу подтверждение тому, что одна из наших основных задач - наладить сотрудничество с семьей. Причем со всеми взрослыми семьи. Насколько я могу видеть из своего пока небольшого опыта, мама и папа заинтересованы в занятиях, готовы принимать участие в любой необходимой форме, находить время. Но вот бабушки... Некоторые (!) российские бабушки готовы принять ребенка таким, каков он есть - щипающимся, кусающимся, какающим в одежду, валящимся в лужу - только бы был сыт и не плакал. Как же им объяснить, что они только продлевают "удовольствие" коррекции нежелательного поведения? Юля, напишите, пожалуйста, отдельную тему - установление плодотворного контакта АВА-тераписта с бабушками:)
Да, бабушки - это бич, причем не только в России. Израильские бабушки ничем не отличаются!
Наверное, для бабушек нужно использовать специальные, особо-аверсивные (неприятные) методы коррекции...
какие существуют другие методы коррекции, помимо "Руководящего контроля"? я узнала в этой ситуации свою - родителя просто НЕ МОГУТ выдержать истерики.
О дополнительных методах коррекции проблематичного поведении вы можете прочитать у меня в блоге
http://autism-aba.blogspot.com/p/blog-page_17.html, в разделе "Коррекция нежелательного поведения"
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.