ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Как научить ребенка сотрудничать? Шаг второй.

Предыдущая статья по теме:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг первый

Покажите ребенку, что с вами весело! Сделайте каждую интеракцию между вами и ребенком веселым развлечением, для того, чтобы ребенок захотел проводить с вами больше времени. И как только ребенок начнет воспринимать вас как человека, с которым весело и интересно - он будет готов сотрудничать - только чтобы уловить побольше интересных минут.

Говоря поведенческим языком, учитель должен приобрести такую же мотивационную ценность, как и любимые занятия и предметы ребенка (Pairing).
Более 75% обучения построено на социальной интеракции, в которых учитель ассоциируется с получением поощрений и похвалы.
Корекция поведения у детей аутистов

Каким образом этого можно добиться? Прежде всего, быть предельно внимательными к интересам ребенка. 
Да, у вас ребенок с аутизмом...
Да, у вашего ребенка не такие интересы, как у его сверстников...
Да, ваш ребенок любит бросать мелкие бумажки со стола и смотреть, как они разлетаются по комнате...
Да, ваш ребенок любит крутить колеса у машинок вместо того, чтобы их возить по полу...
(Да, вас это ужасно раздражает, и вы не понимаете, зачем он это делает...) 

Но - это интересы ВАШЕГО ребенка. Это - то, что любит ОН. И на основе тех действий и занятий, которыми любит заниматься ваш ребенок и выстраивается сотрудничество.
Так что же нужно делать? Попытаться "войти" в мир ребенка, и привнести туда что-то еще более интересное, чем есть сейчас.

Совместное времяпровождение и обучение восприятия учителя как "усилителя" основывается на мотивации ребенка и включает, в основном, невербальную коммуникацию. Следуйте за ребенком, и когда он проявляет интерес к чему-либо - поиграйте вместе с ним. Сделайте так, что бы его игры были еще более  интересными только потому, что вы - их неотъемлемая часть.
Если ребенок любит музыку - вы тот человек, который дает ему послушать музыку (см. Шаг первый). Но, кроме того, что вы включаете ребенку музыку, вы также танцуете с ним, берете на руки, подбрасываете или щекочите.

Это вполне нормально выключить музыку, если ребенок выбирает отстраняться от вас или начинает играть в другую игру, или вести себя неподобающим образом. Но, как только ребенок успокаивается, или возвращается к вам - нужно сразу же включить музыку обратно. Данное действие особо важно на первых этапах установления "Руководящего контроля".

Вам всегда следует работать над увеличением уровня удовольствия от интеракции с вами - насколько вы на это способны.
Следует быть осторожными, и ни в коем случае не понижать уровень интереса в тех или иных занятиях. Многим учителям и родителям непонятны или скучны занятия ребенка, и они пытаются привнести в это занятие что-то более "нормативное" или "взаимное". Например, "мы несколько секунд покрутили колеса у машинки, а теперь давай, катай ее по полу!" Или, "мы вместе послушали музыку, а теперь - расскажи стишок!" И когда ребенок отказывается выполнять требование - вся интеракция распадается и вместо веселого времяпровождения получается опять скучное выполнение инструкций.

Учителям и родителям следует попрактиковаться делиться своими идеями с ребенком незамысловатым, но захватывающим образом, не требуя от ребенка ничего взамен. Это не так просто как кажется, поэтому, если вы чувствуете, что у вас не получается - продолжайте практиковаться.
Предыдущая статья по теме
Восприятие интеракции с учителем как поощрения является залогом эффективного обучения, поэтому, не экономьте время и усилия - в дальнейшем это окупится!

Дополнительные статьи на данную тему:
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг третий.
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 4
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 5
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 6
Как научить ребенка сотрудничать? Шаг 7

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.