Существует множество различных методов ABA-терапии, например, Обучение в Натуральной Среде, Вербальное поведение, и DTT: Обучение Отдельными Блоками. Многие люди думают, Обучение отдельными блоками и АВА-терапия являются синонимами, а деятельность ABA-терапистов заключается лишь в том, что они сидят за столом с карточками и небольшими кусочками конфет. Это распространенное заблуждение. Прикладной анализ поведения является широкой и многогранной сферой. Анализ Поведения - это наука, которая может быть применена самым различным образом с целью обучения новому поведению, а DTT представляет собой лишь одну из ветвей на древе ABA.
В исследовании 1987 года, проведенном знаменитым профессором Lovaas, Обучение отдельными блоками использовалось для обучения группы детей с аутизмом множеству различных комплексных навыков. До того, как данное исследование было опубликовано, общепризнанным фактом считалось то, что дети с аутизмом неспособны к обучению. Родителям аутичных детей рекомендовали поместить своего ребенка в лечебные комплексы и клиники и пытаться двигаться дальше в жизни. Невозможно переоценить тот вклад, который осуществил Loovas, чтобы продемонстрировать, что дети с аутизмом могут обучаться при условии, что процесс преподавания будет некоторым образом модифицирован.
На сегодняшний день метод Обучения отдельными блоками получил широкое применение, и он, возможно, представляет собой наилучший из известных подходов в АВА. Если Ваш ребенок получает услуги прикладного анализа поведения в специализированном учреждении или в частном порядке, существует большая вероятность того, что специалисты, работающие с ним, используют методику DTT в ходе обучающих сессий. Как правило, низкофункциональные аутичные дети или аутичные дети младшего возраста начинают обучение по методике DTT в более структурированной и механической манере, а со временем у ребенка формируется готовность к переходу к более естественному стилю обучения, такому как Обучение в Натуральной Среде или Случайное Обучение.
Зачастую, когда люди выражают свое недовольство по поводу подхода АВА, они высказывают критику в адрес того, что тераписты АВА делают из детей «роботов», опираются на многократное повторение и заучивание, кормят детей конфетами на протяжении всего дня и т.п. Несмотря на то, что это искаженное и некорректное мнение о работе по методике Прикладного анализа поведения, в таких заявлениях есть некоторая доля истины. Метод DTT действительно основывается на разбиении навыков на этапы, повторении и усилении. Тем не менее, если АВА-терапия реализуется квалифицированными специалистами, DTT может помочь аутичному ребенку достигнуть потрясающих результатов в речевых навыках, имитативных навыках, умении концентрироваться на выполнении задач, навыках самопомощи, моторных навыках, а также навыках игры. Исследовательская база является обширной и убедительной: DTT работает.
Давайте внимательнее рассмотрим метод Обучения отдельными блоками (DTT).
Отдельный обучающий блок:
В случае метода DTT специалистами используется следующий формат учебного блока (или подхода): предъявление материала, предоставление определенного стимула SD, предоставление подсказки в случае неправильной реакции или усиление правильной реакции, удаление материала. Этот процесс в совокупности называется отдельным обучающим блоком, и он повторяется снова и снова в ходе терапевтической сессии. Все должно происходить в быстром темпе, и терапист должен собирать данные о каждом из обучающих блоков после его завершения. Каждый обучающий блок представляет собой возможность для обучения, и целью сессии DTT является предоставление ребенку сотен обучающих возможностей для того, чтобы обучить его определенным навыкам. Детям младшего возраста, как правило, требуется около 10 блоков на каждый навык, а дети постарше могут работать по схеме 5 блоков на навык.
Разбиение задач на отдельные шаги
Согласно методике DTT, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. Так что же считается комплексным и сложным навыком? Практически все. В случае ребенка с аутизмом обучение тому, как писать свое собственное имя, может представлять собой 5-10-ти шаговый процесс. Например, если ребенка зовут «Дима», сначала ему необходимо научиться обводить букву «Д», затем «и» и т.п. После обведения он учится писать каждую букву в отдельности самостоятельно. И наконец, ребенку дается листок бумаги и карандаш вместе с инструкцией «Напиши свое имя», а специалист предоставляет подсказки к написанию каждой из букв (произносит «Д…и…м…а», пока ребенок пишет). Со временем терапист ограничит и устранит свою помощь до тех пор, пока ребенок не начнет писать свое имя самостоятельно. Звучит сложно? На самом деле, это не так. В процессе использования метода DTT целью является разбить навык на такое количество отдельных действий, какое необходимо в случае каждого конкретного ребенка. Некоторые дети не нуждаются в таком большом количестве шагов для того, чтобы научиться писать собственное имя. А некоторым потребуется намного большее их число. Принимайте решение о разбиении навыков на отдельные действия, основываясь на ходе прогресса каждого ребенка. Если у вас не получается обучить его какому-либо навыку на протяжении нескольких недель, возможно, его стоит разбить на более мелкие действия, чтобы помочь ребенку разобраться в этом.
Множественные блоки обучения и смешанные блоки обучения
В зависимости от способностей и функционального уровня конкретного ребенка, терапевты применяют обучение множественными и смешанными блоками обучения. Множественный блок означает, что специалист задает целевой вопрос или выдает целевую инструкцию множество раз, повторяя ее с точностью. Например, это может выглядеть так: «Блок 1: Дотронься до собачки… Блок 2: Дотронься до собачки… Блок 3: Дотронься до собачки». Множественные блоки обычно используются для обучения очень маленьких детей, детей, незнакомых с АВА-методами обучения или же низкофункциональных аутичных детей. В рамках некоторых программ на данном этапе также может добавляться обобщение путем замены стимула для каждого нового блока. Таким образом, в первом блоке ребенок дотрагивается до фотографии коричневой собаки, во втором – до фотографии белой собаки и т.п. Смешанные блоки, также называемые случайным чередованием, представляют собой обучение целевым реакциям в случайном порядке без использования повторения. Это может выглядеть таким образом: «Блок 1: Дотронься до собачки… Блок 2: Дай мне красный… Блок 3: Сколько тебе лет?». Как правило, целью является добиться перехода от множественных блоков к смешанным блокам, хотя некоторые дети нуждаются в повторении, чтобы обучиться определенным навыкам.
Определенный стимул SD ---> Реакция
Определенный стимул SD – это инструкция или требование, которое выставляется ребенку. Примерами определенных стимулов могут быть: «Дотронься до своего носа», «Встань», «Сколько?», «Дотронься до яблок» и т.п. В случае с методом DTT, определенный стимул приводит к желаемой реакции. Если терапист говорит ребенку «Дотронься до своего носа», существует специфическая реакция, которой специалист хочет добиться от ребенка. Если ребенок реагирует правильно, терапист предоставляет ему усиливающее последствие. Если ребенок реагирует неправильно, терапист предоставляет подсказку. Определенный стимул должен оставаться постоянным, вне зависимости от времени суток, специалистов и различных условий окружающей среды. Если утром терапист говорит «Дотронься до своего носа», а в обед говорит «Покажи мне, где твой нос», это может спутать ребенка и даже замедлить его обучение. Определенный стимул говорит ребенку о том, чего от него хотят, а с усилением он контактирует при помощи корректной реакции. Усиление увеличивает вероятность того, что ребенок будет корректно реагировать в будущем.
Усиление
Усиление – это важнейшая и необходимая часть любой АВА-программы. В особенности это справедливо для метода DTT, поскольку в рамках обучающей сессии по методике DTT существует большое количество возможностей для обучения. В зависимости от предоставляемого режима усиления, ребенок может получать усиление сотни раз в ходе одной терапевтической сессии. При постоянном режиме усиления каждая правильная реакция сопровождается усиливающим последствием. В случае переменного режима усиления лишь за некоторыми правильными реакциями следует поощрение. Используемый режим усиления зависит от каждого конкретного ребенка. Усиление должно находиться в удобном и доступном для специалиста месте, а также быть готовым к использованию (закрытый пакетик чипсов будет не самым удачным выбором - лучше открыть пакетик, а чипсы выложить на тарелку в целях обеспечения моментальной доступности), однако, поощрение не должно находиться в свободном доступе у ребенка. Поощрения должны быть разнообразными, часто сменяться, и их следует предоставлять в небольшом объеме. Если усилением, например, является щекотка, то не стоит щекотать ребенка в течение 5 минут после правильного ответа на вопрос. Можно пощекотать его 4 секунды, а затем продолжить обучение.
Многие люди считают, что сессии в формате DTT обязательно должны предполагать съедобные поощрения, но это не так. Причина, по которой в сессиях DTT часто используются съедобные пощрения, заключается в том, что очень маленькие дети или дети, которые только начинают обучение по программе АВА, не считают социальное взаимодействие, внимание со стороны взрослых или игрушки/игры поощряющими. В случае таких детей тераписты вынуждены использовать такие поощрения, как конфеты, чипсы или мороженое, потому что этим ограничиваются интересы и предпочтения ребенка. Тем не менее, цель заключается в том, чтобы перевести ребенка со съедобных поощрений как можно скорее.
Сбор данных
Сбор данных при обучении методом DTT осуществляется для каждого обучающего блока. Когда ребенок получает усиление, терапист записывает данные о том, как ребенок выполнял задание. Листы для записи данных варьируют от очень простых до самых сложных. Могут использоваться «птички», система плюс/минус и другие записи. Метод сбора данных не так важен, как обеспечение сбора этих данных. Без точных и подробных данных сложно или практически невозможно определить прогресс ребенка и принять решение в отношении его обучающей программы. Если же специалист не любит собирать данные, тогда следует остановить свой выбор на вербально-поведенческих программах, в которых данные не собираются для каждого обучающего блока. Существуют «за» и «против» для каждого из этих методов, и выбор зависит от индивидуальной успеваемости ребенка.
Обобщение
Многие люди полагают, что DTT – это скучный и механический вид АВА-терапии, и что он обучает детей навыкам «в вакууме» (ребенок может ответить «Свинка», когда его спрашивают «Кто говорит хрю-хрю?», однако не может ответить на вопрос «Как говорит свинка?»). Однако существует одна простая истина: специалисты с низким уровнем профессионализма оказывают непрофессиональные и некачественные услуги АВА-терапии. Единственной причиной, почему методу DTT может не хватать плана по обобщению навыков, может быть то, что программа обучения была разработана несоответствующим образом. Как уже упоминалось выше, обобщение в рамках DTT может происходить за счет использования различных материалов. Во-вторых, существует технология «поддержания» навыков. Она заключается в том, что уже известные ребенку навыки повторяются спустя несколько дней, недель или даже месяцев с момента обучения. Целью программы поддержания навыков является убеждение в том, что ребенок действительно овладел определенным навыком, поскольку аутичные дети имеют склонность быстро их утрачивать. Кроме того, одному и тому же навыку можно обучать различным образом. Например, для того, чтобы обучить ребенка собирать какой-либо паззл, его можно обучить собирать несколько других паззлов. Можно работать над паззлом в различных местах, например, на кухне, в учебном кабинете, на крыльце, веранде и т.п. Упущение моментов обобщения при составлении программы может привести к серьезным проблемам в долгосрочной перспективе.
Источник: http://www.iloveaba.com/2012/10/dtt-discrete-trial-teaching.html
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.