Что такое обучение отдельными блоками? Это тот же подход, что и АВА?


АВА и обучение отдельными блокамиНа этот вопрос ответила Лорэн Элдер, кандидат медицинских наук, заместитель директора по распространению науки в организации Autism Speaks.

Зачастую возникает путаница между понятиями «обучение отдельными блоками» (DTT) и «прикладной анализ поведения» (ABA). То есть иногда, когда люди говорят об ABA-программе для детей с аутизмом, на самом деле они ведут речь об обучении отдельными блоками. DTT, или обучение отдельными блоками, является одним из нескольких существующих типов стратегий обучения, которые подпадают под эгиду АВА. Так что стоит провести четкую границу между этими двумя понятиями.


ABA использует науку "бихевиоризм" для того, чтобы добиться существенных изменений в действиях человека. Прикладной анализ поведения видит поведение как процесс, состоящий из трех этапов: предшествующий фактор (подсказка или инструкция), поведение и последствие.


Например, когда вы голодны (предшествующий фактор), вы едите что-либо (поведение), и затем вы чувствуете себя лучше (последствие). Вы получаете удовольствие от положительных последствий вашего поведения, и это увеличивает вероятность того, что в будущем вы опять поедите, когда проголодаетесь.


ABA применяет этот принцип в качестве вмешательства с целью произвести позитивные изменения в поведении. Вне области аутизма, эта методика широко используется для того, чтобы помочь людям развить положительные поведения - такие, как хорошие привычки в обучении. Она также используется для помощи тем, кто борется с проблемами поведения, такими как наркомания.


На самом деле, большинство родителей используют «формулу ABA» на повседневной основе, например, удаляя ребенка на "тайм-аут" за то, что он дерется, или включая его любимый фильм после того, как ребенок заканчивает свое домашнее задание. Награды и последствия могут повысить или понизить вероятность того, что поведение повторится в будущем. Такое соотношение между предшествующими факторами, поведением и последствиями и отражает саму сущность АВА.


Так чем же отличается от АВА понятие обучения отдельными блоками? DTT является структурированной техникой ABA, которая разбивает навыки на мелкие компоненты, «блоки». Инструктор систематически обучает ребенка этим навыкам по одному. В ходе обучения инструкторы используют материальное подкрепление желаемого поведения. Для ребенка это может быть конфетой или маленькими игрушками.


Например, инструктор, обучающий ребенка различению цветов, может начать обучение с красного цвета. Он просит ребенка, чтобы тот указал на красный предмет, а затем вознаграждает поведение. После этого инструктор переходит на обучение различению желтого цвета, работает только над желтым цветом, усиливает данный навык, а затем начинает спрашивать ребенка об обоих цветах. После того, как ребенок обучится различению всех цветов, инструктор может приступить к обучению ребенка произносить название каждого цвета.


Многие терапевты считают метод обучения отдельными блоками особенно действенным для обучения различным навыкам детей с аутизмом. DTT стало одним из первых технологий вмешательства, разработанных специально для аутичных детей, и имеется обширный ряд исследований, подтверждающих его эффективность.


Существуют ли другие типы ABA, которые в дополнение к DTT являются эффективными при работе с аутичными детьми? Да! Многие из эффективных подходов раннего вмешательства при аутизме основываются на принципах ABA, в том числе Ранняя Денверская модель (ESDM) и Обучение основным навыкам (PRT). Такие подходы реализуются в более естественном и менее структурированном формате, чем обучение отдельными блоками. А при обучении основным навыкам, например, ребенку, который наслаждается игрой с машинками и рампой, могут предложить показать, где красный автомобиль, а где синий, и когда он корректно указывает на нужные цвета, ему разрешают спустить красную машинку с рампы. В рамках Ранней Денверской Модели также используется  обучение в натуральной среде, однако при данном методе обучаются несколько навыков одновременно. То есть, в ходе обучения различению красного цвета, вы также можете обучать ребенка понятию смены очереди и другим социальным навыкам.


Все эти виды ABA-обучения включают в себя инструкцию (предшествующий фактор), реакцию ребенка (поведение), и поощрение (последствие). Между собой, в основном, они отличаются тем, какие именно типы подкрепления применяются, и используют ли преподаватели структурированный формат обучения или игровую деятельность и натуральную окружающую среду ребенка.


Источник: http://www.autismspeaks.org/blog/2012/12/14/discrete-trial-training

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.