Обобщение реакций манд в отношении информации для различных побуждающих условий.


манд информация
Исследование, о котором пойдет речь в данной публикации, дополняет существующую профессиональную литературу, посвященную вопросам обучения манд-реакциям в отношении информации, поскольку в рамках данного исследования ученые попытались определить, обобщаются ли у аутичных детей манд-реакции в разрезе различных побуждающих условий.


Когда Скиннер (1957) ввел понятие «манд», он включил в его определение важнейшую роль, которую играет депривация и аверсивная стимуляция в воздействии на продуцирование манд-реакций. Вслед за этим Майкл (1988) ввел понятие «побуждающие условия» (EO) в отношении манд-реакций, расширил анализ связей манд и включил в него обсусловленные переменные, подчеркнул повсеместный характер манд-реакций в повседневном вербальном взаимодействии, а также отметил, что большинство реакций манд, продуцируемых людьми, представляют собой манд в отношении информации.

Манд-реакции для получения информации позволяют говорящему более точно реагировать на окружающую среду и могут способствовать приобретению дополнительных форм вербального поведения (Sundberg & Michael, 2001; Sundberg & Partington, 1998). Например, если человеку нужен молоток, чтобы повесить картину, но он не знает, где его найти, манд-реакция в отношении информации о местонахождении молотка («Где молоток?») поможет ему найти молоток быстрее, чем он нашел бы его после поиска в нескольких местах.

Если ребенок не знает названий каких-либо предметов, манд-реакция в отношении информации («Что это?») может помочь ему расширить свой репертуар такт. Манд-реакции играют значительную роль в вербальном репертуаре и имеют большое значение при разработке речевых обучающих программ для лиц с нарушениями развития.

Недавно было проведено несколько исследований, посвященных обучению манд-реакциям в отношении информации.  Эти исследования показали, что манд-реакции для получения информации могут обобщаться в разрезе различных топографий реакций и других особенностей стимула. Тем не менее, побуждающие условия для получения информации о различных целевых предметах во всех исследованиях были функционально аналогичными (например, «Где лягушка»?, «Где мяч?»). Более фундаментальный вопросом является вопрос о том, обобщаются ли манд-реакции в отношении информации для различных побуждающих условий (например, манд в отношении информации о местонахождении газеты, когда релевантными побуждающими условиями является чтение газеты, и затем продуцирование аналогичной манд-реакции, когда релевантными побуждающими условиями является использование этой газеты в художественном проекте). В настоящее время клиническая практика предполагает обучение манд-реакциям в отношении информации в рамках единственных побуждающих условий (Sundberg & Partington, 1998). Если же манд-реакции в действительности не обобщаются для различных побуждающих условий, в таком случае, возможно, возникнет необходимость в изменении современной клинической практики. Таким образом, в рамках данного исследования ученые постарались расширить профессиональную литературу, посвященную вопросам обучения манд-реакциям в отношении информации, определив, обобщаются ли они для различных побуждающих условий.

В данном исследовании приняли участие три мальчика (Мэтт, Энтони и Джонн) с предварительным диагнозом аутизм. Всех троих детей обучили выполнению нескольких цепочек поведения, три из которых включали общую распространенную реакцию (например, «Где ложка?»), используемую для различных целей. Учеными использовалась процедура прерывания цепочки поведения с целью искусственного воссоздания побуждающих условий для каждой из манд-реакций. После обучения манд-реакции в отношении информации в присутствии одних побуждающих условий, остальные цепочки поведения прерывались, чтобы определить, обобщится ли манд-реакция для других различных побуждающих условий.

В случае Мэтта и Джона все экспериментальные сессии проводились в небольшом конференц-зале в их школе, а в случае с Энтони – в маленькой комнате. Сеансы проводились в присутствии двух-четырех ученых, которые сидели за столом с двух сторон от участников. Один эксперт занимался реализацией процедуры, а остальные экспериментаторы собирали данные. Искусственное воссоздание релевантных побуждающих условий для каждого из участников включало в себя сокрытие целевого предмета в заранее определенном месте (например, ложку прятали в одном из трех разноцветных ящиков или в коробке) или у одного из присутствующих экспериментаторов. Сессии проводились три-четыре раза в неделю и продолжались примерно 60 минут.

Результаты.

В ходе базиса исследования все три участника инициировали цепочки поведения, но были неспособны продуцировать целевые реакции манд для получения информации, и когда им не удавалось спродуцировать данные реакции, экспериментатор прерывал цепочку поведения. Манд в отношении информации не продуцировался участниками ни разу до тех пор, пока он не был обучен для целевой цепочки поведения, и предполагалось, что манд-реакции впоследствии обобщатся и для других побуждающих условий. В ходе пробных сессий на обобщение реакций участники завершали цепочки поведения после получения недостающих элементов.

Для всех участников манд-реакции в отношении получения информации обобщились в разрезе различных побуждающих условий. Кроме того, у двух участников после проведения тренинга появилась новая топография манд-реакций для получения информации.

Результаты текущего эксперимента дополняют существующую литературу, посвященную обучению манд-реакциям в отношении информации, поскольку они свидетельствуют об обобщении манд реакций в отношении информации об определенных объектах в разрезе различных побуждающих условий. Кроме того, в случае двух из трех участников наблюдалось также обобщение реакций манд в отношении информации для различных топографий реакции, представляя новые доказательства данному явлению, наблюдаемому в предыдущих исследованиях (Endicott & Higbee, 2007; Sundberg et al., 2002; Williams et al., 2000).

Результаты данного исследования могут найти потенциальное применение в дальнейшей практике. В настоящее время клиническая практика предполагает обучение манд-реакциям в отношении информации в присутствии единственных побуждающих условий (Sundberg & Partington, 1998), и это исследование поддерживает эту практику. Интересно отметить, что обобщение манд-реакций в отношении информации в разрезе различных побуждающих условий продемонстрировали люди с очень различным словесным репертуаром. У Джона и Энтони наблюдался более продвинутый словесный репертуар, а у Мэтта он был сравнительно слабым. Такие результаты позволяют предположить, что манд для получения информации представляет собой более гибкую реакцию, чем принято считать при составлении ранних и интенсивных поведенческих программ вмешательства, таким образом, существует возможность включать в программу данные реакции в качестве целевых на более ранних этапах развития.

Возможно, есть смысл в рассмотрении реакций манд в отношении информации в качестве частично аутоклитичной реакции (Skinner, 1957). Аутоклит – это реакция, которая описывает или квалифицирует другое вербальное поведение и, таким образом, воздействует на реакцию слушателя. Так, аутоклит имеет отношение к унитарной функции вербального поведения. Например, фраза «Подойди и возьми это!» функционально эквивалентна реакции «Еда!». Скиннер утверждал, что грамматический или синтаксический анализа высказывания «Подойди и возьми это» не имеет значения, и что предметом анализа должно быть функциональное единство высказываний. По мере роста вербального репертуара человека такие функциональные блоки также продолжают расширяться.

В заключение отметим, что результаты данного исследования свидетельствуют о том, что манд-реакции в отношении информации обобщаются в разрезе различных побуждающих условий у детей с различным уровнем развития вербального репертуара. Выводы, сделанные учеными, говорят о том, что манд-реакции и манд-реакции в отношении информации функционально отличаются, но они связанны между собой, и манд-реакции в отношении получения информации могут быть частично аутоклитичными. Таким образом, возможно, что если различные побуждающие условия для получения одного и того же предмета функционально подобны, они могут побудить определенную реакцию манд для получения этого предмета.

Дальнейшие исследования, посвященные теме обобщения простых реакций манд (манд-реакции для получения доступа к предметам или различным видам деятельности) в разрезе различных побуждающих условий, возможно, смогут отделить эффекты влияния побуждающих условий на реакции манд и приобретение ими частичных характеристик аутоклита. Кроме того, уместным будет проведение дополнительных исследований, в которых будут определены и изучены переменные и навыки, которые способствуют обобщению манд-реакций в отношении информации для различных топографий реакции. Вполне возможно, что более обширный репертуар аутоклита функционирует в качестве необходимого предварительного условия для обобщения манд-реакций в отношении информации в разрезе различных топографий реакции. Данная информация может оказаться полезной для специалистов, поскольку она поможет им определить наиболее подходящее время для включения в программу индивидуума в качестве целевых реакций манд-реакций в отношении получения информации, а также необходимых предварительных навыков, которые будут способствовать обобщению манд-реакций в отношении получения информации.



Источник: JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS 2010, 43, 381–395 NUMBER 3 (FALL 2010). MANDS FOR INFORMATION GENERALIZE ACROSS ESTABLISHING OPERATIONS SARAH A. LECHAGO, JAMES E. CARR, LAURA L. GROW, JESSA R. LOVE, AND SEASON M. ALMASON. WESTERN MICHIGAN UNIVERSITY.

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.