ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Обучение интравербальным навыкам: как и когда?


обучение интравербальным реакциям
Определение понятию «интравербальное действие» впервые было дано Б.Ф. Скиннером в его книге «Вербальное поведение». Интравербальное действие является одним из типов речи, который включает в себя объяснение, обсуждение или описание предметов или событий, отсутствующих в окружающей среде в настоящий момент времени. Можно привести следующие примеры интравербальных действий: ответ на вопрос «Сколько тебе лет?»,  заполнение пропусков в предложении «В прошлом месяце в зоопарке мы видели несколько _____, _______ и ______» и т.п.


Программы обучения интравербальным навыкам зачастую оказываются самыми сложными и трудоемкими программами в АВА-терапии. Ниже представлены распространенные вопросы и жалобы, с которыми родители аутичных детей обращаются к специалистам, когда у их ребенка наблюдается дефицит интравербальных навыков:

«Она использует речь только для того, чтобы попросить о чем-то, а не для того, чтобы поговорить с окружающими».
«Он может приветствовать своего учителя по имени каждое утро, когда я отвожу его в школу, но если я просто случайно спрошу его «как зовут твоего учителя?», он ничего не скажет».
«Ей почти 8, а она все еще не может ответить на вопрос: «Сколько тебе лет?»».
«Он может почти полностью пропеть песню Барни («Я люблю тебя») во время просмотра видео, но, если я попрошу его спеть ее во время купания, он будет просто смотреть на меня».
«Она не участвует, когда мы играем в игру «Вопросы» во время ужина. Мы все по очереди отвечаем на вопросы, такие как «назови какое-нибудь розовое животное», «спой свою любимую песню» и «что у нас будет на десерт?». Я знаю, что она умеет говорить, но почему она отказывается отвечать на эти вопросы?».

Научить ребенка обращению с просьбой (реакции манд) является чрезвычайно важной задачей, особенно в самом начале программы ABA, потому что при помощи просьб ребенок может объяснить свои потребности и желания окружающим его людям. Ведь если ребенок не может сообщить мне о том, что он голоден, как я узнаю об этом?

К сожалению, в рамках некоторых ABA-программ ребенок может «застрять» на использовании речи исключительно в целях продуцирования реакций манд и такт. О таком ребенке создается впечатление, что он поддерживает связь с другими только для того, чтобы попросить о чем-либо («я хочу попкорн, пожалуйста») или назвать что-либо («это красный автомобиль»). Однако, в конечном итоге кто-то замечает, что когда ребенку задают прямые вопросы, он на них не реагирует. Или же, оставаясь наедине со своими сверстниками, ребенок теряется или просто остается безучастным к ним. В этот момент семья аутичного ребенка начинает думать, что ABA «не работает», или же окружающие обвиняют ребенка в том, что он упрямый или трудный ребенок, и просто предпочитает не говорить.

Полноценная АВА-программа должна обучать ребенка всем компонентам речи, а не только умению просить или называть предметы. Если в программу АВА не входит работа над интравербальным репертуаром ребенка в настоящем времени или в будущем (после обучения некоторым обязательным предварительным навыкам), то это является проблемой. В основном разговоры состоят из различных интравербальных действий, и если вы хотите, чтобы ваш ребенок или клиент не только разговаривал, но и действительно общался с окружающими, то его необходимо обучить интравербальным навыкам.

Как и когда производить обучение интравербальным навыкам?

- Во-первых, интравербальные действия (как следует из названия) относятся к вербальным навыкам. Будет неправильно добавить интравербальную программу к учебному плану невербального ребенка. Если же есть возможность обучить ребенка речи, то сперва необходимо заняться формированием репертуара манд и такт, прежде чем приступать к внедрению интравербальных навыков.

- Сильные навыки восприятия также могут помочь ребенку обучиться интравербальным действиям, поскольку вы можете начать обучение с рецептивного описания ребенком параметров того или иного объекта, а затем можно удалять материальный предмет и предъявлять требование в качестве интравербального. Вы можете вернуть предмет на некоторое время в качестве подсказки, но впоследствии его необходимо  постепенно устранить, чтобы реакция ребенка была истинно интравербальной. Держа в руках карточку или предмет, вы не получите от ребенка чистой интравербальной реакции.

 - Постарайтесь свести к минимуму ошибки учащихся. Методика безошибочного обучения предполагает, что терапевт быстро обеспечивает полные подсказки, а затем постепенно и систематически их устраняет. Прежде чем начать обучать ребенка интравербальным действиям, необходимо осознать всю сложность данного репертуара, а также подготовиться к тому, что вам могут понадобиться новые и разнообразные усилители и множество подсказок, чтобы помочь ребенку успешно взаимодействовать с вами и сохранять свою мотивацию.

- Вот несколько примером того, чего НЕ стоит делать. Не начинайте обучение интравербальным действиям слишком рано (это может смутить или расстроить неподготовленного ребенка). Не избегайте обучения интравербальному репертуару (помните, что интравербальные высказывания являются строительным материалом для разговоров). Не начинайте обучение интравербальным действиям, пока эхолалия не находится под контролем. В противном случае, ребенок просто будет повторить свой вопрос или утверждение, и огорчаться, когда это окажется неправильным ответом. Не допускайте усиления поведения избегания и уклонения, которые зачастую проявляются у детей во время работы над интравербальной программой.

- При аутизме нередко встречаются случаи, когда навыки у ребенка представлены очень мозаично (ребенок умеет считать до 100, но не может прикоснуться к своему носу). Это причина, по которой всегда необходимо проводить тщательную оценку навыков ребенка и внимательно относиться к структуре и последовательности программы обучения. Если после тщательного анализа у ребенка наблюдаются устойчивые репертуары навыков манд и такт, попробуйте добавить в программу несколько простых интравербальных реакций, и не спешите обучать ребенка более сложным интравербальным действиям, пока у него не закреплены простейшие интравербальные навыки.

- Наконец, настоятельно рекомендуется воспользоваться услугами квалифицированного BCBA для обучения ребенка интравербальным навыкам. Существует огромное количество непреднамеренных ошибок, которые могут быть допущены в ходе обучения, и потому на счет данного репертуара стоит проконсультироваться с профессионалами.


* Совет:

Ниже приведен список некоторых возможных целей интравербальной программы. В зависимости от потребностей вашего ребенка, некоторые из них могут быть включены в текущую программу ABA:

Мяу говорит ____ / Корова говорит _______ (обратные пропуски)
Скажи мне, какое живое существо летает в небе и он говорит «чик-чирик» (характеристика, функция, категория)
Носки и ________ / нож, ложка и ______ (ассоциации)
Ты используешь полотенце для того, чтобы _______ (функция)
Где ты печешь печенье? / Что можно забрасывать в корзину? (вопросительные слова)
Назови какой-нибудь цвет? (класс)
Является ли банан овощем? (да-нет)
Назови мне что-то, у чего нет хвоста. (отрицание)

Также предлагаем Вам ознакомиться с публикацией на тему: Семь способов помочь Вашему невербальному ребенку начать разговаривать.





Источник: http://www.iloveaba.com/2013/06/teaching-intraverbals-how-when.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.