Не многим известно, что философской основой Прикладного Анализа Поведения является Радикальный Бихевиоризм. Данное философское направление было основано Скиннером, который в 1948 году издал свой труд "Walden Two", отображающий утопическое общество, живущее по правилам, основанным на данной философии. Определение "Радикальный" может ввести в заблуждение, основываясь на восприятии того, что радикальный означает "решительный, коренной, придерживающийся крайних, решительных взглядов".
И поведенческий анализ, высшей целью которого является изменение социально важного поведения для улучшения качества жизни не только отдельного индивидуума, но и всего общества, не может ассоциироваться с "крайними мерами".
И все же, Радикальный Бихевиоризм, являясь основой человечного, социально-значимого и функционального поведенческого анализа, являет собой противоположность Методологическому Бихевиоризму и Ментализму.
Методологический Бихевиоризм проводит четкую различительную линию между объективным и субъективным восприятием действительности. Объективную действительность могут наблюдать и воспринимать многие одинаковым образом. Субъективная же реальность является внутренним восприятием каждого человека в отдельности, и может интерпретироваться отличным образом от человека к человеку.
Объектом анализа на основе Методологического Бихевиоризма является только объективно-наблюдаемые феномены, с использованием объективных научных подходов, которые приводят к видимым и объективным результатам. Другими словами, Методологический Бихевиоризм направляет научные исследования на поведение человека, которое может быть определено и наблюдаемо другим человеком. Это реалистичный подход, который не занимается возможными объяснениями внутренних причин происхождения поведения, а опирается только на наблюдаемые и объективные факты.
Данный подход полностью противоположен другому подходу - Ментализму, который сосредоточен на понимании "внутренних" причин поведения, и отрицает влияние внешних факторов. Ментализм объясняет поведение на основе таких внутренних факторов, как воля, желание, самооценка, знание, понимание. Например, поведение может быть интерпретировано, как преднамеренное или целенаправленное - "Ребенок кричит, потому что знает, что этим раздражет родителей", "Ребенок дерется, потому что понимает, что не может получить то, что он хочет". Понятия "знает", "понимает", "уверен", "преднамеренно", и т.д. полностью отрицаются Методологическим Бихевиоризмом, т.к. оказываются вне досягаемости объективного анализа.
Радикальный Бихевиоризм не делает столь резких отличий между объективным и субъективным восприятием реальности. Это прагматический подход, который позволяет изучать любой феномен, который можно описать с помощью поведенческих терминов. Отсюда, является возможным включить внутренние процессы познания в область исследования (например, объяснить, почему ученик сотрудничает с учителем). И это потому, что является возможным говорить о мышлении, например, и определить данный процесс как и любое другое наблюдаемое поведение.
Отсюда, Радикальный Бихевиоризм представляет компромисс, который позволяет не ограничиваться только наблюдаемым поведением, а изучать и внутреннее, скрытое поведение. Скиннер утверждал, что скрытое поведение не отличается от явного, наблюдаемого поведения, но не всегда является возможным провести объективный анализ. Он не отрицал существенности таких внутренних явлений, как чувств или процессов обработки информации для их влияния на поведение, а отсюда - был представителем философского направления, которое коренным образом отличалось от доминирующего Методологического Бихевиоризма.
И поведенческий анализ, высшей целью которого является изменение социально важного поведения для улучшения качества жизни не только отдельного индивидуума, но и всего общества, не может ассоциироваться с "крайними мерами".
И все же, Радикальный Бихевиоризм, являясь основой человечного, социально-значимого и функционального поведенческого анализа, являет собой противоположность Методологическому Бихевиоризму и Ментализму.
Методологический Бихевиоризм проводит четкую различительную линию между объективным и субъективным восприятием действительности. Объективную действительность могут наблюдать и воспринимать многие одинаковым образом. Субъективная же реальность является внутренним восприятием каждого человека в отдельности, и может интерпретироваться отличным образом от человека к человеку.
Объектом анализа на основе Методологического Бихевиоризма является только объективно-наблюдаемые феномены, с использованием объективных научных подходов, которые приводят к видимым и объективным результатам. Другими словами, Методологический Бихевиоризм направляет научные исследования на поведение человека, которое может быть определено и наблюдаемо другим человеком. Это реалистичный подход, который не занимается возможными объяснениями внутренних причин происхождения поведения, а опирается только на наблюдаемые и объективные факты.
Данный подход полностью противоположен другому подходу - Ментализму, который сосредоточен на понимании "внутренних" причин поведения, и отрицает влияние внешних факторов. Ментализм объясняет поведение на основе таких внутренних факторов, как воля, желание, самооценка, знание, понимание. Например, поведение может быть интерпретировано, как преднамеренное или целенаправленное - "Ребенок кричит, потому что знает, что этим раздражет родителей", "Ребенок дерется, потому что понимает, что не может получить то, что он хочет". Понятия "знает", "понимает", "уверен", "преднамеренно", и т.д. полностью отрицаются Методологическим Бихевиоризмом, т.к. оказываются вне досягаемости объективного анализа.
Радикальный Бихевиоризм не делает столь резких отличий между объективным и субъективным восприятием реальности. Это прагматический подход, который позволяет изучать любой феномен, который можно описать с помощью поведенческих терминов. Отсюда, является возможным включить внутренние процессы познания в область исследования (например, объяснить, почему ученик сотрудничает с учителем). И это потому, что является возможным говорить о мышлении, например, и определить данный процесс как и любое другое наблюдаемое поведение.
Отсюда, Радикальный Бихевиоризм представляет компромисс, который позволяет не ограничиваться только наблюдаемым поведением, а изучать и внутреннее, скрытое поведение. Скиннер утверждал, что скрытое поведение не отличается от явного, наблюдаемого поведения, но не всегда является возможным провести объективный анализ. Он не отрицал существенности таких внутренних явлений, как чувств или процессов обработки информации для их влияния на поведение, а отсюда - был представителем философского направления, которое коренным образом отличалось от доминирующего Методологического Бихевиоризма.
Cooper, Heron, & Heward (2007), Applied Behavior Analysis, 2/E.
Eldar, E., (2002), Applied Behavior Analysis - Principles and Procedures, Behavior Analysis-Israel.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.