Терминология в Прикладном анализе поведения служит для описания процессов и принципов, которые влияют на поведение - формируют его, воздействуют на его частоту в будущем, побуждают и вызывают поведение здесь и сейчас. Однако, иногда термины интерпретируются неверно, и это приводит как к неверному восприятию происходящих процессов, так и к путанице и ошибкам при применении поведенческих методов.
1. Термин "Подкрепление", как один из переводов на русский язык термина "Reinforcement" очень часто воспринимается, как предоставление пищевых поощрений. Часто этот термин используется начинающими специалистами в АВА при описании процедур обучения, как "подкрепить ребенка", т.е предоставить ему пищевое поощрение после выполненных им правильных действий.
На самом деле, Reinforcement - это не еда. Reinforcement - это процесс, который увеличивает частоту поведения в будущем.
То есть, воздействует на поведение, а не на ребенка, и он необязательно проявляется как предоставление еды. Любое поведение, которое происходит на постоянной основе поддерживается теми или иными стимулами, но эти стимулы далеко не всегда еда. Также и поощрения, которые используются в процессе АВА занятий, тоже необязательно пищевые, и даже желательно, чтобы они не были пищевыми, или, по крайней мере, как можно более разнообразными, и включали разные виды деятельности.
Отсюда, использовать термин "Подкрепление" желательно использовать как можно меньше, чтобы смысл процесса - усиление и закрепление поведения не связывался с едой, и вместо него употреблять "Усиление поведения".
2. Термин "Усиление", как другая версия перевода на русский язык термина "Reinforcement" тоже иногда вводит в заблуждение. На этот раз смысл того, что поведение усиливается, передается более точно, но данный термин часто интерпретируется как "вложение дополнительных усилий" или "увеличение интенсивности поведения" на данный момент, а не увеличение частоты поведения в будущем, или закрепление поведения на постоянной основе. Некоторые родители и специалисты, когда употребляют выражение "крики усилятся" подразумевают, что сейчас ребенок станет кричать громче и интенсивнее, а не то, что поведение закрепится в будущем.
Это может помешать правильному применению процедур коррекции поведения. Например, при применении процедуры гашения, для поведения, функцией которого является привлечение внимания, необходимо полностью игнорировать это поведение. Да, на краткий период времени крики станут более интенсивными, но это не говорит о том, что крики "усилятся" в поведенческом смысле. Это говорит о том, что в будущем поведение наоборот, угаснет, несмотря на то, что на краткий период времени усилия, которые ребенок будет вкладывать в это поведение, возрастут, и интенсивность поведения увеличится.
3. Стимул. Слово "стимул" часто воспринимается как какое-то событие, которое побуждает к действию. Специалисты и родители употребляют выражение "Нужно ребенка чем-то простимулировать" или "У нас нет нужного стимула, чтобы заставить его заниматься". Однако, понятие "Стимул" в поведенческой терминологии обозначает изменение, которое происходит в окружающей среде. Например, было тихо, и вдруг зазвенел звонок. Была давка в автобусе, и после того, как пассажиры вышли из автобуса, стало свободнее. С ребенком занимался терапист, зашла бабушка, и занятие прекратилось. То есть стимул обозначает переход из одного состояния в другое, изменение условий, появление чего-то нового, или исчезновение чего-то прежнего. Эти изменения могут происходить в окружающей среде как перед появлением поведения, так и после него. Эти изменения в окружающей среде могут как побуждать к действию, так и подавлять поведение, как усиливать поведение, так и ослаблять поведение в будущем. А также могут быть совершенно нейтральными и никаким образом не влиять на поведение.
4. Отрицательное усиление. Ввиду того, что слово "отрицательное" (или "негативное") несет в себе смысл "плохого", то часто термин "Отрицательное усиление" путают с наказанием или с процессом ослабления поведения. Очень сложно отстраниться, и воспринимать этот термин без "негативной" окраски. Однако, процесс отрицательного усиления не несет в себе ничего плохого и вредного. Данный процесс обозначает, что существовали какие-то неприятные для субъекта условия, он выполнил какое-то действие, и эти условия исчезли. Этот процесс приводит к усилению поведения в будущем.
Например, в лаборатории в клетке мыши включили электрический ток. Мышь, бегая по клетке, случайно нажимает на рычаг и ток прекращается. В будущем, как только включится электрический ток, мышь сразу же побежит нажимать на рычаг, чтобы выключить электрических ток. Таким образом, поведение мыши закрепится, и станет происходить чаще. Таким же образом люди будут стремиться снять тесную обувь, выйти из дурно пахнущего помещения или выключить мешающую разговаривать музыку. Определение "отрицательное" обозначает отмену предшествующих неприятных условий, а "усиление" - увеличение частоты поведения в будущем. Отсюда, "отрицательное усиление" нужно воспринимать как "освобождение", а не как наказание.
5. Поведенческий анализ часто путают с респондантным обусловлением. Если задать вопрос "Что такое АВА"?, можно услышать "Это условные рефлексы, как у Павлова. Ребенку покажи конфетку, и он будет показывать карточки". Во-первых, АВА в большей мере применяется для оперантного поведения, а не для респондантного (хотя и над ним может вестись работа, в особенности над видами эмоционального поведения). То есть, работа не ведется над рефлексами. Рефлексы - это слюнотечение вследствие попадания еды в рот, дерганье ногой вследствие удара молоточком по коленке, и моргание вследствие попадания соринки в глаз. В АВА работа ведется над социально-значимым поведением, и никто не будет разрабатывать процедуры, для того, чтобы увеличить количество слюнотечения у ребенка или учить его моргать, когда зазвенит колокольчик. Следовательно, говоря об АВА важно различать, какие виды поведения бывают, и какие именно виды поведения являются целью поведенческого вмешательства. А по поводу "работать за конфетку" - см. пункт 1.
6. "Случайное обучение". Часто родители и начинающие специалисты подразумевают под "Случайным обучением" обучение по случаю - когда в повседневной обстановке ребенку что-то показывают или рассказывают, без планирования заранее. На самом деле метод "Случайное обучение" не являются "случайным". Это структурированный метод обучения, состоящий из нескольких обязательных компонентов, без соблюдения и выполнения которых обучение будет неэффективным. В данном случае "случайное" (Incidental) больше соотносится с улавливанием естественной мотивации ребенка, или с созданием таких условий, в которых проявится естественная мотивация. Но после того, как ребенок проявил инициативу в отношении мотивационного стимула, педагог обязан потребовать более сложной реакции, дать подсказку, и закрепить реакцию посредством предоставления желаемого. Данный метод очень эффективен для работы над речевыми навыками у детей с аутизмом, но выполняя обучение "по случаю", без предварительного планирования, абсолютно "случайным образом" не приводит к желаемым результатам.
7. ПЕКС. Многие специалисты и родители подразумевают под PECS любое использование карточек в обучении. Они говорят "Мы используем ПЕКС", когда используют визуальные расписания, или визуальные подсказки, или даже обычные карточки, которые ребенок сортирует или сопоставляет. PECS - это не просто карточки или визуальные материалы для обучения. PECS - это система общения. Это способ, с помощью которого неговорящий ребенок выражает свои желания и просьбы. У данной системы есть свои правила, есть этапы и специфические методики, позволяющие аутичному ребенку приобрести коммуникативные навыки и способствующие развитию речи. Отсюда, "не каждая карточка - это ПЕКС".
1. Термин "Подкрепление", как один из переводов на русский язык термина "Reinforcement" очень часто воспринимается, как предоставление пищевых поощрений. Часто этот термин используется начинающими специалистами в АВА при описании процедур обучения, как "подкрепить ребенка", т.е предоставить ему пищевое поощрение после выполненных им правильных действий.
На самом деле, Reinforcement - это не еда. Reinforcement - это процесс, который увеличивает частоту поведения в будущем.
То есть, воздействует на поведение, а не на ребенка, и он необязательно проявляется как предоставление еды. Любое поведение, которое происходит на постоянной основе поддерживается теми или иными стимулами, но эти стимулы далеко не всегда еда. Также и поощрения, которые используются в процессе АВА занятий, тоже необязательно пищевые, и даже желательно, чтобы они не были пищевыми, или, по крайней мере, как можно более разнообразными, и включали разные виды деятельности.
Отсюда, использовать термин "Подкрепление" желательно использовать как можно меньше, чтобы смысл процесса - усиление и закрепление поведения не связывался с едой, и вместо него употреблять "Усиление поведения".
2. Термин "Усиление", как другая версия перевода на русский язык термина "Reinforcement" тоже иногда вводит в заблуждение. На этот раз смысл того, что поведение усиливается, передается более точно, но данный термин часто интерпретируется как "вложение дополнительных усилий" или "увеличение интенсивности поведения" на данный момент, а не увеличение частоты поведения в будущем, или закрепление поведения на постоянной основе. Некоторые родители и специалисты, когда употребляют выражение "крики усилятся" подразумевают, что сейчас ребенок станет кричать громче и интенсивнее, а не то, что поведение закрепится в будущем.
Это может помешать правильному применению процедур коррекции поведения. Например, при применении процедуры гашения, для поведения, функцией которого является привлечение внимания, необходимо полностью игнорировать это поведение. Да, на краткий период времени крики станут более интенсивными, но это не говорит о том, что крики "усилятся" в поведенческом смысле. Это говорит о том, что в будущем поведение наоборот, угаснет, несмотря на то, что на краткий период времени усилия, которые ребенок будет вкладывать в это поведение, возрастут, и интенсивность поведения увеличится.
3. Стимул. Слово "стимул" часто воспринимается как какое-то событие, которое побуждает к действию. Специалисты и родители употребляют выражение "Нужно ребенка чем-то простимулировать" или "У нас нет нужного стимула, чтобы заставить его заниматься". Однако, понятие "Стимул" в поведенческой терминологии обозначает изменение, которое происходит в окружающей среде. Например, было тихо, и вдруг зазвенел звонок. Была давка в автобусе, и после того, как пассажиры вышли из автобуса, стало свободнее. С ребенком занимался терапист, зашла бабушка, и занятие прекратилось. То есть стимул обозначает переход из одного состояния в другое, изменение условий, появление чего-то нового, или исчезновение чего-то прежнего. Эти изменения могут происходить в окружающей среде как перед появлением поведения, так и после него. Эти изменения в окружающей среде могут как побуждать к действию, так и подавлять поведение, как усиливать поведение, так и ослаблять поведение в будущем. А также могут быть совершенно нейтральными и никаким образом не влиять на поведение.
4. Отрицательное усиление. Ввиду того, что слово "отрицательное" (или "негативное") несет в себе смысл "плохого", то часто термин "Отрицательное усиление" путают с наказанием или с процессом ослабления поведения. Очень сложно отстраниться, и воспринимать этот термин без "негативной" окраски. Однако, процесс отрицательного усиления не несет в себе ничего плохого и вредного. Данный процесс обозначает, что существовали какие-то неприятные для субъекта условия, он выполнил какое-то действие, и эти условия исчезли. Этот процесс приводит к усилению поведения в будущем.
Например, в лаборатории в клетке мыши включили электрический ток. Мышь, бегая по клетке, случайно нажимает на рычаг и ток прекращается. В будущем, как только включится электрический ток, мышь сразу же побежит нажимать на рычаг, чтобы выключить электрических ток. Таким образом, поведение мыши закрепится, и станет происходить чаще. Таким же образом люди будут стремиться снять тесную обувь, выйти из дурно пахнущего помещения или выключить мешающую разговаривать музыку. Определение "отрицательное" обозначает отмену предшествующих неприятных условий, а "усиление" - увеличение частоты поведения в будущем. Отсюда, "отрицательное усиление" нужно воспринимать как "освобождение", а не как наказание.
5. Поведенческий анализ часто путают с респондантным обусловлением. Если задать вопрос "Что такое АВА"?, можно услышать "Это условные рефлексы, как у Павлова. Ребенку покажи конфетку, и он будет показывать карточки". Во-первых, АВА в большей мере применяется для оперантного поведения, а не для респондантного (хотя и над ним может вестись работа, в особенности над видами эмоционального поведения). То есть, работа не ведется над рефлексами. Рефлексы - это слюнотечение вследствие попадания еды в рот, дерганье ногой вследствие удара молоточком по коленке, и моргание вследствие попадания соринки в глаз. В АВА работа ведется над социально-значимым поведением, и никто не будет разрабатывать процедуры, для того, чтобы увеличить количество слюнотечения у ребенка или учить его моргать, когда зазвенит колокольчик. Следовательно, говоря об АВА важно различать, какие виды поведения бывают, и какие именно виды поведения являются целью поведенческого вмешательства. А по поводу "работать за конфетку" - см. пункт 1.
6. "Случайное обучение". Часто родители и начинающие специалисты подразумевают под "Случайным обучением" обучение по случаю - когда в повседневной обстановке ребенку что-то показывают или рассказывают, без планирования заранее. На самом деле метод "Случайное обучение" не являются "случайным". Это структурированный метод обучения, состоящий из нескольких обязательных компонентов, без соблюдения и выполнения которых обучение будет неэффективным. В данном случае "случайное" (Incidental) больше соотносится с улавливанием естественной мотивации ребенка, или с созданием таких условий, в которых проявится естественная мотивация. Но после того, как ребенок проявил инициативу в отношении мотивационного стимула, педагог обязан потребовать более сложной реакции, дать подсказку, и закрепить реакцию посредством предоставления желаемого. Данный метод очень эффективен для работы над речевыми навыками у детей с аутизмом, но выполняя обучение "по случаю", без предварительного планирования, абсолютно "случайным образом" не приводит к желаемым результатам.
7. ПЕКС. Многие специалисты и родители подразумевают под PECS любое использование карточек в обучении. Они говорят "Мы используем ПЕКС", когда используют визуальные расписания, или визуальные подсказки, или даже обычные карточки, которые ребенок сортирует или сопоставляет. PECS - это не просто карточки или визуальные материалы для обучения. PECS - это система общения. Это способ, с помощью которого неговорящий ребенок выражает свои желания и просьбы. У данной системы есть свои правила, есть этапы и специфические методики, позволяющие аутичному ребенку приобрести коммуникативные навыки и способствующие развитию речи. Отсюда, "не каждая карточка - это ПЕКС".
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.