ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Понимание процедуры гашения (прекращения усиления).


прекращение усиленияГашение (прекращение усиления) – это поведенческий термин, который, как правило, означает определение функции/причины поведения, а затем прекращение доступа к данной функции для того, чтобы погасить это поведение. То есть, сначала определяется, что является усилением для конкретного поведения, а затем данное усиление удерживается или устраняется.

Существуют различные виды гашения, например, материальное гашение (ребенок не получает доступ к желаемой деятельности или предметам) и гашение избегания (ребенку не позволяют уклоняться или избегать выполнения нежелательных заданий или определенных людей). Гашение используется для уменьшения нежелательного поведения, например, истерик, криков или игр со слюной. Ниже приведены несколько практических примеров процедуры гашения:


Крики: Ваш клиент кричит в машине, когда кто-либо пытается включить радио. Раньше ребенка всегда умоляли прекратить кричать, теперь же его крик просто игнорируется.

Плач/Истерики: Ваш клиент устраивает истерику в ресторане каждый раз, когда он готов отправляться домой. Раньше ребенка брали на руки и немедленно покидали ресторан, когда такое происходило, теперь же взрослые игнорируют плач и продолжают ужинать.

Расчесы, царапание: Ваш клиент чешет или расцарапывает струпья или раны таким образом, что это наносит ему вред. Раньше ему всегда говорили, чтобы он не делал этого, а иногда применяли процедуру тайм-аут. Теперь ему на руки одевают хлопчатобумажные перчатки, так что он больше не может навредить себе, если начнет царапаться.

Обратите внимание, что в каждом из этих примеров гашение не означает, что вы останавливаете поведение. Даже когда вы применяете процедуры гашения, поведение по-прежнему может возникать. По этой причине гашение не всегда является лучшим выбором для поведенческого вмешательства. В особенности, если вы имеете дело с очень серьезным агрессивным или самоагрессивным поведением, например, с ударами головой или тычками в глаза.

Кроме того, еще одна причина, по которой гашение не всегда бывает уместным, заключается в том, что данная процедура невероятно сложна в реализации для непрофессионалов. Многие родители сообщают поведенческим терапевтам о том, что данная процедура интуитивно кажется им неправильной и нелогичной. Во время реализации процедуры гашения необходимо 100% постоянство и последовательность, поэтому любой специалист в области АВА должен ознакомить и обучить родителей ребенка использованию данного метода прежде, чем пробовать применить его на практике.

Может показаться, будто процедура гашения предполагает простое игнорирование нежелательного поведения. Существует важное различие между Игнорированием и Гашением. Игнорирование предполагает НЕпредоставление ребенку внимания, потому что он делает что-либо, что вам не нравится, или же пытается добиться вашего внимания неприемлемым образом. Гашение – это поведенческая техника, при которой вы сдерживаете усиление, когда происходит поведение, то есть, данное определение предполагает, что вы знаете, что является усилением для данного поведения. Преднамеренное игнорирование уменьшит поведение только в том случае, если усилением для данного поведения служит внимание. Если же Ваш клиент кусает свою руку для получения сенсорных ощущений, и вы игнорируете данное поведение, такое игнорирование не окажет никакого воздействия на это поведение. Ребенок кусает себя не для того, чтобы добиться вашей реакции, поэтому сдерживание данной реакции не имеет никакого значения.

Еще одним различием между Гашением и Игнорированием является тот факт, что процедуры гашения приводят к эффекту гашения. Если вы реализуете процедуру гашения соответствующим образом, то график целевого поведения у ребенка будет выглядеть примерно следующим образом:


гашение



Данный график отображает ход дальнейшего развития поведения после реализации процедуры гашения.

Первоначально поведение происходило с частотой примерно 20 эпизодов в день. Затем начинается вмешательство. Очевидно, что вмешательство эффективно, поскольку частота проблематичного поведения практически немедленно снижается. Однако, период «медового месяца» заканчивается, и частота поведения резко «подпрыгивает» до 40 эпизодов. Затем поведение постепенно снижается вплоть до показателя 5 эпизодов прежде, чем снизится до нуля. Некоторые родители или специалисты на данном этапе могут подумать, что поведение было успешно прекращено, а процедуры гашения могут быть остановлены. Тем не менее, это не так. По прошествии некоторого времени наблюдается еще несколько скачков линии частоты поведения прежде, чем этот показатель снижается до очень низкого уровня.

Данный график свидетельствует о том, что сразу вслед за началом реализации процедуры гашения вы будете наблюдать «Поведенческий взрыв», затем постепенное уменьшение поведения, а затем «Спонтанное восстановление» поведения, прежде чем целевое поведение полностью прекратится или уменьшится до очень незначительных показателей частоты.
Взрыв – это резкое значительное увеличение частоты/длительности/интенсивности нежелательного поведения. Другими словами, поведение «ухудшится прежде, чем улучшиться». С перспективы ребенка, он продуцирует больший объем поведения для того, чтобы добиться той реакции, которую он привык получать.

Спонтанное восстановление происходит после того, как поведение начинает постепенно исчезать, и это может произойти даже без какого-либо усиления. Вы можете все делать правильно, и неожиданно возникнет скачок на кривой поведения. Это нормальное явление, и Вам стоит ожидать этого. Если все люди в команде ведут себя последовательно, в таком случае при спонтанном восстановлении вам не о чем переживать. Тем не менее, если происходит спонтанное восстановление, и кто-либо из окружения ребенка усиливает поведение, оно значительно увеличится, и уменьшить его снова будет очень непростой задачей.
Когда вы определили функцию проблематичного поведения  и начали ее сдерживать, у ребенка не остается возможности получить доступ к этой функции. Поэтому он может начать проявлять какое-либо новое поведение, которое вы не наблюдали у него прежде. Например, вы принимаете решение начать процедуру гашения при работе с вашим 9-летним клиентом, который дразнит свою сестру. Вы определяете, что функцией его поведения является получение внимания со стороны своей сестры. Поэтому вы обучаете его сестру тому, чтобы она прекратила предоставлять ему внимание в качестве части процедуры гашения. Ваш клиент со временем начинает реже дразнить свою сестру, однако теперь он станет ее бить.

Что же произошло?

Проблема заключается в том, что вы устранили усиление, но ничем его не заменили. У вашего клиента больше нет возможности получать привычное внимание, потому что его сестра больше не реагирует на его поведение таким образом, каким ему бы этого хотелось. Таким образом, ваш клиент начинает проявлять агрессию по отношению к своей сестре для того, чтобы добиться ее реакции. Хорошей новостью является то, что, если вы знаете о вероятном появлении такого поведения, вы можете подготовить соответствующий план действий. Подумайте об обусловленности как об «основе». На основе определенного поведения вы предоставляете усиление. Если ваш клиент каким-либо соответствующим образом обращается к своей сестре (говорит с ней, обнимает и т.п.), она может предоставить ему внимание. Как только ребенок начинает вести себя несоответствующим образом, внимание немедленно исключается. Использование условного усиления может помочь в уменьшении тяжести и частоты подобного поведения в ходе процедуры гашения.

Если процедура гашения реализуется правильно и последовательно, она представляет собой очень эффективный метод уменьшения и нежелательного поведения. Прежде чем начинать процедуру гашения, необходимо принять решение о том, сможете ли вы соблюдать ее во всем, и смогут ли ее придерживаться все члены терапевтической команды ребенка. Например, если вы реализуете процедуру гашения, целевым поведением для которой являются плевки, готовы ли вы игнорировать плевки ребенка на протяжении всей обучающей сессии? На детской площадке? В машине? В школе? Если нет, тогда вам следует выбрать другой метод поведенческого вмешательства.

Подсказка:

Тщательно подготовьтесь к поведенческому взрыву, потому что он обязательно произойдет. Взрыв означает, что поведение увеличивается в своей частоте, длительности, масштабах и т.п. Например, если вы осуществляете процедуру гашения в случае ребенка, который кричит, его крик может стать намного громче, кроме того, он может начать кричать И драться. Подготовьте план на случай кризиса, в котором четко определены ваши действия при резком увеличении уровня нежелательного поведения в ходе процедуры гашения. Однако, есть и хорошая новость: взрыв означает, что ваше вмешательство работает.




Источник: http://www.iloveaba.com/2011/12/extinction-procedures.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.