В прошлой нашей публикации мы рассмотрели практический пример классической ситуации, в которой АВА-терапист сталкивается с серьезной этической дилеммой, описали вероятные причины сложившейся проблемы, а также предложили возможные варианты дальнейших действий ВСВА с точки зрения правил этичного поведения специалистов в области АВА-терапии.
Сегодня мы опишем еще одну классическую ситуацию, в которой часто довольно оказываются АВА-тераписты, и предложим возможные варианты этичного решения сложившейся проблемы.
Мама аутичного мальчика знакома с ВСВА, который живет по соседству. В ходе их случайных эпизодических взаимодействий она делится с ним некоторыми своими переживаниями в отношении поведенческой программы, которую разрабатывает для ее сына другой ВСВА из местного школьного округа. Она утверждает, что им не удалось достигнуть никакого прогресса, ни одна из целей не была достигнута, и, кроме того, не производилась ни функциональная оценка поведения, ни систематический сбор данных. Мама мальчика просит ВСВА о том, чтобы он оценил ее ребенка и разработанную программу, а также выступил в качестве советника на следующем заседании по ИПО ее сына. ВСВА знаком с этим мальчиком, и считает, что у него есть потенциал к тому, чтобы добиться существенного прогресса, и действительно хочет ему как-то помочь, однако, он обеспокоен таким нюансом, как двойственные отношения, и некоторыми другими этическими вопросами. Как ему следует поступить?
Поведенческие аналитики довольно часто оказываются в ситуации, когда им приходится вести неформальную, импровизированную беседу с другими людьми, подобную той, что была описана в этом сценарии. В таких случаях очень важно выдержать баланс между желанием помочь и соблюдением профессиональной дисциплины ВАСВ, Этических Стандартов и Руководящих принципов ответственного поведения ВСВА. В первую очередь, при таком сценарии развития событий ВСВА должен побеспокоиться о том, чтобы защитить частную жизнь и конфиденциальность клиента, особенно, если подобная беседа происходит в присутствии других людей (см., к примеру, Руководящий принцип ВАСВ 2.07). Ему следует вежливо сказать маме мальчика, что, поскольку он не входит в команду специалистов, работающих с этим ребенком в сфере образования, а также не был допущен к проведению оценки, о которой просит его мама, и не получал необходимых согласований и разрешений, ВСВА не имеет права на получение специфической информации об этом ребенке или о персонале школьного округа. Он должен также сообщить матери, что как BCBA, он может предоставлять свои услуги только в рамках определенных, оплачиваемых профессиональных взаимоотношений (Руководящий принцип 1.05a), и предложить ей назначить встречу, чтобы обсудить заинтересованность мамы мальчика в том, чтобы такие услуги предоставлялись в частном порядке. Это поможет сформировать профессиональный характер дальнейшего взаимодействия и даст BCBA немного времени, чтобы подумать обо всех потенциальных этических или профессиональных конфликтах.
С точки зрения этичного поведения, ВСВА может оказывать услуги исключительно в контексте четко определенных профессиональных взаимоотношений.
BCBA должен также рассмотреть вопрос о том, обладает ли он достаточным уровнем компетенции для оценки текущей образовательной программы ребенка. В примере не уточняется, какая именно программа была разработана специалистом из школьного округа: АВА-программа или же программа, в которой частично используются методы ABA. Если BCBA обладает подготовкой и опытом разработки исключительно ABA-программ, то он не может быть квалифицирован для проведения оценки всех аспектов программы, в которой используются методы, отличные от поведенческо-аналитических методов. По крайней мере, он должен спросить маму мальчика о методах, используемых в программе школьного округа.
ВСВА должен задуматься о том, обладает ли он достаточной компетенцией, чтобы предоставить необходимые услуги и вступить в профессиональные отношения с данной семьей.
Если честная оценка вышеупомянутых этических соображений и других связанных с этим вопросов (например, наличие у ВСВА каких-либо отношений со школьным округом) приводит BCBA к выводу, что принятие на себя задачи оценки ребенка и его текущей программы для него будет неприемлемым решением, в таком случае при с матерью ребенка BCBA должен объяснить ей это в вежливой форме, возможно, ссылаясь на соответствующие руководящие принципы BACB. Он должен также перенаправить ее к специалисту, обладающему соответствующей квалификацией. Если же BCBA определяет, что данная задача находится в пределах его компетенции, и не существует серьезного риска возникновения двойственных отношений или конфликта интересов, он должен изложить услуги, которые он будет предоставлять, и свой гонорар в письменном договоре, используя такую речь, которая будет доступной для понимания матерью ребенка (Руководящий принцип 1.05, 2.13). В договор также следует включить письменное согласие или разрешение, которое понадобится поведенческому аналитику для того, чтобы получить доступ к записям ребенка, для наблюдения за ним в школе, обсуждения его и его учебной программы с другими специалистами и т.п. (Руководящий принцип 3.01 и 3.04), а также гарантии того, что BCBA будет защищать конфиденциальность информации о ребенке и его семье (Руководящий принцип 2.07, 2.08 и 2.09).
Источник: http://www.apbahome.net/
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.