Прошлая наша публикация была посвящена этическим вопросам, связанным с практикой АВА-терапистов, а также принципам профессионализма, которыми стоит руководствоваться специалистам, ведущим свою профессиональную деятельность в данной области. В сегодняшней публикации нам бы хотелось привести пример одной из распространенных этических дилемм, перед которыми довольно часто оказываются практикующие АВА-тераписты.
Ситуация 1.
ВСВА работает с семьей, в которой есть двое аутичных детей. Очевидно, что семья испытывает постоянный стресс и напряжение. Со стороны BCBA поступило множество различных предложений по уменьшению проблематичного поведения у детей и улучшению их повседневных навыков жизнедеятельности и проведения досуга. И хотя мама обоих детей соглашается с необходимостью выполнять данные рекомендации, она, как правило, придерживается лишь четверти из них. Кроме того, мама говорит, что она не в состоянии записывать данные, поскольку ситуация в их доме слишком хаотичная. BCBA сочувствует родителям этих детей, но, тем не менее, она замечает, что дети совершенно не осваивают функциональные навыки, а их проблематичное поведение не уменьшается. ВСВА подумывает о прекращении предоставления своих услуг, однако беспокоится о том, что семья будет не в состоянии справиться с данной ситуацией самостоятельно, и она не хочет оставлять этих людей. Как она должна поступить в данной ситуации?
В описанной ситуации полезными могут оказаться несколько разделов из Руководящих принципов BACB в отношении ответственного поведения. Например, Руководящий принцип 2.10 указывает, что BCBA должны приложить все усилия, чтобы убедиться, что клиенты получают наиболее эффективное и основанное на научных исследованиях лечение, а руководящий принцип 2.01 напоминает ей о том, что клиентом в данном случае является семья, включающая как родителей, так и двоих детей с аутизмом. Кроме того, BCBA обязуется основывать программу изменения поведения у всех клиентов на поведенческо-аналитических принципах, а также оценивать условия окружающей среды, которые способствуют или снижают эффективность таких программ (Руководящий принцип 4.0).
Родители ребенка, так же как и сам ребенок, являются клиентами ВСВА, а ВСВА несет ответственность за то, чтобы все клиенты получали эффективное вмешательство.
Учитывая эти обстоятельства, BCBA может начать анализ с оценки того, удалось ли ей разработать и реализовать поведенческо-аналитическую программу развития необходимых навыков у родителей ребенка (например, в области управления нежелательным поведением у детей, формирования у них необходимых навыков, сбора и записи данных), которая основывается на достоверных научных исследованиях. Из описанной выше ситуации становится понятно, что BCBA сделала маме аутичных детей некоторые «предложения», однако ничего не говорится о том, оценила ли она первоначальные навыки родителей, необходимые для реализации ABA-процедур, и отработала ли она данные навыки с использованием методов, которые доказали свою эффективность (например, моделирование, предоставление подсказок, усиление, постоянное оценивание эффективности деятельности с обратной связью и т.п.). Если этого не было сделано, BCBA следует пересмотреть исследования в области эффективных методов обучения взрослых навыкам реализации ABA-процедур в случае аутичных детей. Если она не обладает достаточным уровнем навыков, чтобы разработать и осуществить такую подготовку родителей самостоятельно, она должна немедленно пройти необходимое обучение или же перенаправить семью своему коллеге, у которого есть подобный опыт и полномочия (см. Руководящие принципы BACB 1.02, 1.03 и 2.04).
BCBA следует убедиться в том, что ей удалось разработать и реализовать эффективную поведенческо-аналитическую программу развития у родителей навыков, необходимых им для работы с своими детьми.
Один из членов АРВА, Сандра Б., написала несколько предложений в отношении того, каким образом ВСВА может выбирать целевое поведение и реализовывать с родителями процедуры по изменению поведения в подобной ситуации. Сандра рекомендует, чтобы ВСВА и родители вместе выбрали единственное целевое поведение, над которым родители будут работать с каждым из детей индивидуально. Они могут также обсудить выбор навыков, которые в случае, если ребенок ими успешно овладеет, расширят доступ к усилению не только для ребенка, но и для самих родителей. Например, речь может идти о снижении необходимости в том, чтобы родители помогали своему ребенку выполнять действия, связанные с повседневной жизнедеятельностью, или о сокращении потребности направлять и контролировать проведение ребенком своего свободного времени, или же об улучшении качества взаимодействия между ребенком и родителями.
Действия по изменению целевого поведения у ребенка должны быть выполнимы для родителей, что позволит им эффективно и постоянно принимать участие в реализации программы вмешательства. То есть, родители должны обладать репертуаром навыков, необходимых для реализации АВА-процедур; если же они не владеют подобными навыками, ВСВА обязан определить целевое поведение и для родителей, а затем обучить их этому поведению, используя моделирование, инструктаж, обратную связь и другие методы АВА. ВСВА также должен сотрудничать с родителями при разработке семейного распорядка дня, чтобы увеличить вероятность того, что родители будут реализовывать процедуры по изменению поведения регулярно и с обоими детьми. Полезной также может оказаться некоторая реорганизация физической окружающей среды в доме у клиента.
Необходимо, чтобы BCBA и родители взаимодействовали друг с другом при выборе целевого поведения для каждого из детей. Кроме того, процедуры изменения поведения и методы сбора и записи данных должны быть доступными и выполнимыми для родителей.
Сандра Б. также предлагает некоторые возможные варианты оказания помощи родителям в записи данных. Она рекомендует упростить процесс записи данных настолько, насколько это возможно, также она предлагает родителям фиксировать образцы целевого поведения в такое время, когда им не приходится выполнять слишком много иных задач. ВСВА следует рассмотреть возможность обучения родителей использованию таких методов записи данных, которые минимизирует усилия, например, использование механических счетчиков-кликеров, размещение бумажных клипс, заметки в блокноте или на листке бумаги, прикрепленном к холодильнику, а также записи на портативной доске, которую можно переносить из комнаты в комнату. Если у родителей есть смартфоны или планшетные компьютеры, ВСВА может помочь им найти и обучиться использованию приложений, которые позволят им с легкостью фиксировать необходимые данные. Вне зависимости от того, какое оборудование или техника используется при записи данных, ВСВА необходимо будет обучить родителей четкому определению целевых поведений, а также корректному наблюдению и ведению записей о них. И, конечно же, ВСВА следует поощрять родителей к тому, чтобы они открыто обсуждали трудности, с которыми им приходится сталкиваться, что позволит им вместе работать над решением проблем. Это включает в себя поиск различных ресурсов для поддержки семьи, которые могли бы позволить родителям более полно участвовать в программе вмешательства своих детей.
В описании сложившейся ситуации упоминается, что ВСВА рассматривает возможность прекращения оказания услуг данной семье. В Руководящих принципах ВАСВ ясно указывается, что «Поведенческие аналитики не покидают своих клиентов. Поведенческие аналитики прекращают профессиональные отношения лишь в том случае, когда становится очевидно, что клиент больше не нуждается в их услугах, не получает от них пользы, или же дальнейшее оказание услуг наносит клиенту вред» (Руководящий принцип 2.16с). Тем не менее, ВСВА в описанном сценарии совершенно справедливо обеспокоена степенью участия родителей в реализации вмешательства у своих детей. Согласно анализу, проведенному на основе сложившейся ситуации, в распоряжении у ВСВА еще есть множество поведенческо-аналитических стратегий, которые она может реализовать прежде, чем всерьез задумается о разрыве своих отношений с этой семьей.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.