ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Использование усилителей в качестве наказания?


ослабление в АВА
Прочитав заголовок данной статьи, вы наверняка подумали: зачем мне использовать усилители в качестве наказания? Раз уж многие наиболее сильные потенциальные усилители могут активно содействовать формированию ряда различных желательных поведений, почему бы не попробовать использовать их для уменьшения нежелательного поведения.


Удаление подкрепления может выступать в качестве наказания, или ослабления. Задумайтесь о некоторых неприятных ситуациях в нашей жизни. Вам выписывают штраф за превышение скорости – что служит в качестве наказания в данном случае? Потеря денег, верно? Мы теряем очень мощный усилитель. В мире Прикладного Анализа Поведения это известно как отрицательное ослабление. Данное понятие означает удаление чего-либо из окружающей среды, что в свою очередь приводит к уменьшению определенного поведения. Применение отрицательного наказания, или ослабления, становится все более распространенной методикой: отобранная игрушка, когда дети дерутся, и потеря жетонов за ненадлежащее поведение и т.п. может оказать значительное воздействие на поведение многих аутичных детей. Вмешательства на основе использования отрицательного наказания сравнительно легко осуществимы, поскольку вы можете использовать такие предметы или виды деятельности, которые, как вы уже знаете, функционируют для ребенка в качестве подкрепления.

Несколько полезных советов:

• Если вы хотите, чтобы отрицательное ослабление было наиболее эффективным, необходимо удалять объект, обладающий усиливающей ценностью, немедленно после того, как поведение происходит! Однако в случае некоторых детей с низким уровнем развития рецептивной речи факт отнятия чего-либо и сообщение о том, что это произошло в результате проявления ребенком неадекватного поведения, может не возыметь никакого эффекта на ситуацию. Вам необходимо сформировать у ребенка устойчивую связь следующего содержания: нежелательное поведение = отсутствие подкрепления. Это является вашей основной задачей.

• Для получения максимального результата от затрачиваемых вами усилий, вы должны быть последовательными. Это может быть болезненным и трудоемким процессом, но в долгосрочной перспективе такая тактика обязательно сэкономит вам время. Вы хотите сформировать связь между неприемлемым поведением и потерей ребенком желаемых объектов, и этот процесс будет происходить легче и быстрее, если вы будете последовательны и непреклонны в удалении такого рода предпочитаемых объектов.

• В данном процессе не место высоким амбициям - оставайтесь благоразумным и всегда беспокойтесь о безопасности. Образно говоря, попытка отнять любимую конфету у ребенка может превратиться в прекрасную возможность травмировать палец. Удаляйте исключительно такие элементы из окружающей среды ребенка, которые можно отнять легко, не вызывая дополнительного агрессивного или нежелательного поведения.

Тайм-аут является широко распространенной формой отрицательного наказания/ослабления. Тем не менее, для того, чтобы тайм-аут эффективно работал в качестве отрицательного наказания, «тайм-ин», или возвращение ребенка в прежнюю окружающую среду, должен представлять собой поощрение для этого ребенка! Если вы отправляете ребенка на тайм-аут, и он пропускает академическую работу над заданиями, которые ему не нравятся, это ни в малейшей степени не является наказанием! Скорее наоборот, поступив подобным образом, вы, возможно, только подкрепите неадекватное поведение ребенка, освободив его от занятия деятельностью, которая ему не по душе.

Примеры использования отрицательного ослабления в инклюзивном классе:

• В рамках жетонной системы поощрения желательного поведения, отрицательное наказание за различное неприемлемое поведение может выглядеть в качестве отбирания «звезды» (или другого условного обозначения «жетонов») за каждый из эпизодов проявления проблематичного поведения. Кроме того, во время работы над выполнением различных академических заданий, звезды можно забирать за неправильные ответы, чрезмерную медлительность в работе или неаккуратность.

• iPad в помощь. В виду того, что небольшие магические прямоугольники являются, пожалуй, одним из самых мощных подкреплений для многих детей, неудивительно, что удаление его из окружающей среды выступает в качестве довольно сильного ослабления. В роли iPad может выступать любое другое электронное устройство, с которым ребенок не желает расставаться.




Источник: http://theautismhelper.com/reinforcers-punisher/

3 коммент.:

Спасибо за полезную статью, взял себе на змаметку.

Скажите, а поощрения за положительное поведение, (если это игрушка )остается у ребенка пока не наиграется и сможет продолжить занятие? Если на время, то как отобрать, чтобы это небыло воспринято как наказание? Что мешает ребенку самому взять поощрение, если оно в поле зрения и досягаемости?

Если поощрение в зоне доступа ребенка, и не контролируется взрослым, то, конечно, ребенку ничего не мешает его взять. Ну, разве что, он очень воспитанный и попросит ;-)
А для того, чтобы ребенок отдавал поощрение, нужно его этому учить. Обычно, в данном случае, используется предупреждение. На тренингах мы обязательно отрабатываем эту технику.

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.