ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Как подобрать подходящее поощрение?


усилениеЧто является поощрением для вас: деньги, шоколадные конфеты, SPA-процедуры? Ответ на данный вопрос зависит от того, что именно вас попросят сделать, в какое время суток это произойдет, будете ли вы в этот момент хотеть кушать, спать, отдохнуть, какое у вас будет настроение и т.п. Вы, вероятно, не согласились бы помыть чью-либо машину, если бы за это предложили 1 доллар. Однако, возможно, вы бы сделали это за 100 долларов.


АВА-тераписты используют разнообразные поощрения для того, чтобы их ученики вели себя гибко и послушно, оставались на своем месте, были внимательными, успешно переходили от одной деятельности к другой и т.д. Как правило, АВА-тераписту достаточно нескольких лет практики для того, чтобы понять простую истину: если ребенок А выполняет задание за определенное поощрение, это еще не означает, что ребенок Б выполнит это задание за то же самое поощрение. Этот факт кажется совершенно очевидным, тем не менее, многим специалистам, работающим с детьми, свойственно несколько «обобщать» свой подход к ученикам, например:

«Все дети будут выполнять задание за конфету… Все дети будут сотрудничать, чтобы избежать выговора… Все дети любят внимание… Все дети знают, кто такой Губка Боб… Все дети любят, когда их щекочут…»

Каждое из этих заявлений ошибочное. Когда речь идет об аутизме, суть любого предложения, начатого со слов «все», скорее всего, не будет соответствовать истине.

Подбор и тестирование поощрений требует от специалиста владения определенными навыками и терпения, однако результат того стоит. Вместо того чтобы проводить сессию с ребенком, которого не интересуют или разочаровывают предлагаемые вами поощрения, вы получаете иной подход к ребенку со знанием того, что ему понравится, и за какое поощрение он согласится сотрудничать и работать над заданиями. И между этими двумя вариантами развития событий существует огромная разница.

К примеру, многие люди очень любят шоколадные конфеты, однако не каждый человек согласится покрасить чей-либо дом, если ему эту услугу отплатят шоколадными конфетами. Существует различие между клиентом, которому нравится что-либо, и клиентом, который готов работать за что-либо. Если вы работаете над каким-то навыком или набором навыком у ребенка на протяжении длительного времени, и вам не удается добиться прогресса, попробуйте изменить усиление. Ребенку могло просто надоесть привычное поощрение, или же ему нравится это поощрение, но не настолько, чтобы работать за него над каким-нибудь сложным навыком. Дети могут перенасытиться поощрением (это очень часто случается со съедобными поощрениями).

Частой проблемой, с которой сталкиваются специалисты, является ситуация, в которой кто-либо из ближайшего окружения ребенка дает ему то же поощрение, что и терапист на обучающих сессиях, но тераписта об этом не предупреждают. Представим, что учитель в школе держит в классе блюдце, полное конфет Skittles, к которым у детей есть свободный доступ. Крайне маловероятно, что вам удастся добиться от ребенка выполнения сложного задания, за которое он заработает одну конфетку Skittles, если он может без ограничений и препятствий жевать Skittles на протяжении всего дня. На языке поведенческой терапии это можно назвать «подпольным» поощрением. Такая ситуация возникает довольно часто, поэтому важно убедиться, что поощрение, которое вы используете, является уникальным, и что у ребенка нет к нему свободного доступа.

Если после того, как вы только что полакомились огромным блюдом из морепродуктов, вам предложат гамбургер, он, вероятно, покажется вам не столь аппетитным. Даже если человек любит гамбургеры, необходимо предлагать его в нужный момент. Для того чтобы разобраться в эффективном подкреплении, необходимо понять, как манипулировать побуждающими условиями. Это делает специалистов успешными АВА-терапевтами.

Ниже представлены несколько вариантов процедур для подбора мощных, эффективных поощрений:

Начните с наблюдения за ребенком в различных условиях окружающей среды. Когда произносится фраза «наблюдение за ребенком», многие АВА-тераписты полагают, что речь идет о том, что за ребенком просто нужно следовать дома повсюду, куда бы он ни отправился. Но наблюдение – это нечто большее. Наблюдайте за ребенком в парке, в магазине, дома у бабушки, в классе, на вечеринке в честь дня рождения и т.п. Обратите внимание на то, что привлекает этого ребенка, к чему он прикасается, на что он смотрит, чему улыбается, и какие объекты чаще всего берет в руки. Через некоторое время вы начнете замечать определенную систему в том, что нравится данному ученику. Можно отвести ребенка в магазин игрушек и просто позволить свободно погулять по торговому залу. Вы сможете заметить, на что он смотрит в первую очередь, чего касается, какими игрушками начинает играть. Это дает представление и некоторые идеи о том, какие объекты, предметы ли игрушки его привлекают больше всего.

Поговорите с людьми, осуществляющими непосредственный уход за ребенком: с родителями, учителями, братьями, сестрами, другими терапистами. Задайте им вопросы о том, какие игрушки нравятся вашему клиенту. Старайтесь использовать открытые вопросы («Какие фильмы она любит?»), а не закрытые («Она любит фильмы?»). Не забудьте задать вопросы, связанные с сенсорным восприятием, таким образом, вы сможете получить информацию о том, на что ребенку нравится смотреть, к чему прикасаться, что слушать, а также какие запахи он предпочитает. Если ребенок высокофункционален, вы можете спросить его самого о том, чем он любит заниматься.

Опробуйте ваши идеи. После того, как вы получили представление о том, что ребенок любит, подготовьте несколько поощрений одновременно. Предъявите их ребенку и обратите внимание на то, с которым из них он будет взаимодействовать дольше всего. Некоторые дети могут не уметь взаимодействовать с поощрениями должным образом, или же выбирают предметы для аутостимуляции. Что делает ребенок, когда вы даете ему книжку-раскраску? Если вы включаете музыку, начинает ли он танцевать или просто смотрит в пространство? То, как вы поступите в такой ситуации, является вашим решением. Иногда, если специалист работает с новым учащимся, у которого наблюдается множество различных аутостимулирующих поведений, и практически нет навыков игрового поведения, им временно позволяют аутостимулирующие действия до тех пор, пока не начнется работа над игровыми навыками. Если вы попробуете добиться от ребенка, который с вами едва ли знаком, прекращения аутостимуляции, вы быстро превратитесь для него в достаточно неприятный стимул.

Единственная постоянная величина тоже меняется. Это, вероятно, один из наиболее важных нюансов, о которых вам нужно помнить: интересы вашего клиента меняются с течением времени. Невозможно предугадать, насколько быстро это произойдет, поскольку это зависит от конкретного ребенка. В случае некоторых детей специалистам приходится полностью изменять перечень поощрений каждые несколько дней, потому что ребенку все довольно быстро надоедает. С другой стороны, некоторые дети на протяжении долгих лет остаются верны своим предпочтениям и по-прежнему считают определенные игры или игрушки очень ценным вознаграждением. Если вы хотите работать с батутом на ежедневной основе, это хорошо. Однако если когда-нибудь ваш клиент больше не захочет прыгать на батуте, вам нужно быть готовым к тому, чтобы использовать другой вид поощрения. Никогда не приезжайте в дом к ребенку для проведения обучающей сессии с пустыми руками. Всегда следует иметь при себе ряд поощрений, которые отличаются размерами, текстурой, цветами и т.п. Можно добиться от ребенка выполнения легких заданий при помощи мягкого мишки, которого вы найдете у него на кровати. Однако по мере перехода к более сложным заданиям, или в те дни, когда у ребенка просто плохое настроение, мягкая игрушка вам не поможет.

И последняя рекомендация. Обзаведитесь поощрениями в «24 карата». У большинства детей есть такие предметы, от которых они просто приходят в дикий восторг. Их лучше не смешивать с остальными поощрениями для работы и держать отдельно. Оставьте их на случай действительно трудной обучающей сессии, когда ребенок будет немного болен, не выспится или будет обучаться очень сложному навыку. Выдавайте такие подкрепления по чуть-чуть. Ваша цель заключается в сохранении высокого интереса к таким предметам у ребенка, чтобы он приходил в настоящий восторг каждый раз, когда увидит их. Будьте готовы к тому, что такие поощрения также необходимо будет периодически изменять.

Как узнать, что поощрение относится к «24 каратам»?

Когда вы достаете предмет из мешка для поощрений или из машины, ребенок в ту же секунду подбегает к вам и пытается заполучить этот предмет.

Ребенок просит об этом предмете, даже если его нет в поле зрения.

Наблюдайте за выражением его лица: ребенок улыбается, его глаза широко раскрыты, он устанавливает устойчивый зрительный контакт с предметом. Попробуйте положить поощрение к себе на раскрытую ладонь так, чтобы ребенок его увидел, а затем крепко сомкните руку в кулак. Если ребенок подходит к вам и пытается разжать ваши пальцы, значит, вы держите поощрение в «24 карата».

Когда наступает время отложить поощрение в сторону, ребенок не позволяет этого делать, плачет, устраивает истерики или проявляет агрессию. Это говорит о том, что он действительно хочет получить этот предмет.

В присутствии определенного предмета ребенок практически не демонстрирует проблематичного поведения. К примеру, если речь идет о гиперактивном ребенке, то он спокойно сидит на своем месте, когда получает предмет.


Источник: http://www.iloveaba.com/2012/02/how-to-select-reinforcers.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.